Россия укрепляет безопасность своих партнеров по ОДКБ. И одним из приоритетных направлений стало конструирование системы охраны воздушного пространства в Кыргызстане. О том, что делается в данном направлении – читайте в материале «Государственных Новостей».
Скриншот YouTube. Работа российской ПВО
В одном из недавних интервью, министр обороны России, Сергей Шойгу, заявил, что единая система противовоздушной обороны со странами-членами ОДКБ была успешно создана. По словам главы оборонного ведомства:
«У нас есть соглашение с каждым из государств. Это и с Арменией, с Казахстаном, с Киргизией, с Таджикистаном, естественно с Белоруссией. Система естественно оснащена, она работает, мы периодически проводим учения, поддерживаем ее в боевом состоянии. Объединенная система ПВО, она есть в СНГ. А в ОДКБ она по факту сделана».
При этом, двусторонний договор с Кыргызстаном был заключен не так давно, 2 ноября 2023 года. И уже к настоящему моменту, министр обороны отчитывается о реализации этого масштабного оборонного проекта. Такая скорость говорит ровно о том, что общая безопасность и охрана воздушного пространства Кыргызской Республики для Москвы стала одной из приоритетных целей.
Ничего удивительного, впрочем, в этом нет. Особенно, если учитывать текущие особенности мировой обстановки. Основная цель системы ПВО ОДКБ, стоит напомнить, это раннее обнаружение средств воздушного нападения противника.
Россия – главный военный союзник Кыргызстана, гарант безопасности и суверенитета Республики. Москва обеспечивает надежное прикрытие рубежей КР с воздуха, противостоит угрозам вторжения извне, в том числе со стороны сил международного терроризма и радикального исламизма.
И здесь, стоит просто сказать о том, что США в 2024 г. намерены разместить в Индо-Тихоокеанском регионе ракеты средней дальности SM-6 и крылатые ракеты Tomahawk, направленные против Китая и России. Их дальность составит от 500 до 2700 км. Региону Центральной Азии, помимо прочего, могут также угрожать средства воздушного нападения со стороны режима талибов* в Афганистане. А оружия, в том числе и тактического, после ухода американского контингента из Афганистана у талибов*, более, чем достаточно.
Однако, защитные функции ОДКБ намного шире, чем просто охрана воздушного пространства. И в этом контексте, Кыргызстан расценивает свое членство в ОДКБ как ключевой фактор сохранения стабильности и порядка в стране. Защита от экспорта «цветных революций», которая также входит в число основных задач ОДКБ, является особенно актуальной для Республики с учетом событий ее истории в последние десятилетия.
Есть и определенные юридические изменения, которые касаются системы безопасности ОДКБ вообще и по линии Москва-Бишкек в частности. Так, по инициативе Казахстана готовится поправка в Устав ОДКБ о развертывании миротворческих сил ОДКБ без согласования и санкции Совбеза ООН (как это должно происходить сегодня). Для ввода миротворцев достаточно будет просьбы легитимного правительства одной из стран-членов организации.
В данной конфигурации региональное объединение систем ПВО России и Кыргызстана останется частью Объединенной системы ПВО ОДКБ, однако позволит без бюрократии, за считаные минуты отреагировать на угрозы с южного стратегического направления.
Что касается практической стороны вопроса, то не стоит забывать, что российская военная база «Кант» является главным объектом единой системы ПВО ОДКБ в Кыргызстане. В свете эскалации процессов на Ближнем Востоке Россия приняла решение разместить на военной базе в Канте системы ПВО дальнего радиуса действия, в частности, 3PK C-400 «Триумф» или C-300 «Фаворит».
Контингент военной базы уже неоднократно демонстрировал свою эффективность и боеспособность. С момента создания авиабазы ее личный состав традиционно участвует в международных военных учениях, проводимых на территории Кыргызской Республики и других стран СНГ. В январе 2022 г. летный состав авиабазы входил в состав миротворческого контингента ОДКБ, который оказал помощь властям Казахстана в отражении террористической угрозы и попытки госпереворота в стране.
Что характерно, с января 2024 года позиция одного из заместителей Генерального секретаря ОДКБ переходит Кыргызстану. Для назначения на эту должность президент Республики Садыр Жапаров одобрил кандидатуру Таалатбека Масадыкова, спецпредставителя президента по особым поручениям.
Все это говорит о том, что Россия уделяет особое место как воздушной, так и общей безопасности Кыргызской Республики, как своего стратегического и перспективного партнера в Центральноазиатском регионе.