Эскалация конфликта на Ближнем Востоке вызывает серьезные опасения не только ходом военных действий в самом регионе, но и возможностью перерасти из локального в межрегиональный конфликт. На этом фоне активизировались военные альянсы по всему миру. Не исключение здесь и ОДКБ. О том, как Россия, в рамках превентивных мер безопасности усиливает свою военную базу в Кыргызстане, читайте в материале «Государственных новостей».
Фото: Минобороны РФ
Стоит начать с того, что по линии ОДКБ Россия является одним из основных гарантов военной безопасности Кыргызстана — как и основным союзником республики в оборонной сфере. По сути она обеспечивает защиту КР от возможных внешних угроз как со стороны потенциально недружественных государств, так и международных террористических группировок.
Одной из ключевых точек обеспечения этой безопасности является авиационная база Кант, которая была основана еще в 2003 году. Этот объект является важнейшим элементом объединенной российской военной базы (ОВБ) РФ в Киргизии. Новое соглашение по аренде базы было заключено между Москвой и Бишкеком в 2012 году сроком на 15 лет с возможностью автоматического продления договора еще на 5 лет.
Кроме, собственно, авиабазы, в состав ОВБ входят испытательный центр противолодочного вооружения ВМФ РФ в городе Каракол на озере Иссык-Куль, узел связи BMФ «Марево» в поселке Первомайское (он обеспечивает связь главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками), а также радиосейсмическая лаборатория N 17 MO России в Майлуу-Суу Джалал-Абадской области.
Что касается российских вооружений, которые стоят на страже кыргызских границ, то речь идет о зенитных комплексах 9K32 «Стрела-2», 9K35 «Стрела-1O» и зенитных самоходных установках «Шилка» ГРАУ — 2A6, 3AK C-60, 3PK C-75M «Волхов» и C-125 «Печора». Это еще советский военный парк. Поэтому сейчас в силу очередного радикального изменения во внешнеполитической ситуации Москва приняла решение разместить в Канте системы ПВО дальнего радиуса действия, в частности 3PK C-400 «Триумф» или C-300 «Фаворит».
Во-первых, эти системы дополнительно усилят оборону Кыргызстана, став элементом сдерживания для потенциальных противников КР. А во-вторых, что также немаловажно, смогут в случае опасности, «прикрыть» и соседние государства: Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.
Помимо прочего, в западном экспертном сообществе говорят о том, что кроме систем дальнего действия, на безе в Канте будут развернуты и системы ПВО ближнего радиуса действия, включая ЗРК типа «Тор-М2», ЗРПК «Панцирь-C1», «Бук» или «Панцирь-C».
Такое пристальное внимание Запада не удивительно. У США, судя по всему, имеются обширные планы на Кыргызстан, в том числе, и в военной сфере. Так, в апреле 2023 года Бишкек с официальным визитом посещал помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу, а уже в августе в Кыргызстан прибыл председатель комитета по национальной безопасности и правительственным делам Сената США Гэри Питерс. Которого называют «главным лоббистом интересов Пентагона по всему миру».
По словам главы Минобороны РФ Сергея Шойгу, США пытаются восстановить свое присутствие в регионе Центральной Азии «под предлогом помощи борьбы с терроризмом». Они уже обратились к странам региона с просьбой разместить военную инфраструктуру — Россия рассматривает такой шаг как «прямую угрозу стабильности».
Тем более, что войска КР уже принимали участие в «Региональном сотрудничестве», совместных военных учениях с США в августе 2022 года. Есть мнение, что эти учения были нужны Вашингтону, чтобы пронаблюдать, насколько кыргызские вооруженные силы соответствуют стандартам НАТО. Ну и вообще узнать больше о характеристиках вооруженных сил республики. И это не может не настораживать, поскольку, так уж получается, что «военная поддержка» Соединенных Штатов часто оборачивается каким-нибудь новым очагом военной нестабильности и конфликтов. В отличие от миротворческих сил России, которые эти конфликты, в том числе и по линии ОДКБ, урегулируют.
Стоит напомнить, что в январе 2022 года летный состав авиабазы Кант входил в состав миротворческого контингента ОДКБ, который оказал помощь властям Казахстана в отражении террористической угрозы и попытки госпереворота в этой стране.
Слаженность миротворцев, в том числе контингента российской авиабазы в Канте, объясняется просто. «Кантовцы» традиционно участвует в международных военных учениях, проводимых на территории Киргизии и других стран СНГ. Это профессиональные и всегда готовые к обороне военные. А потому в силу обострения на Ближнем Востоке вполне понятно почему Россия, которая в рамках официальных договорённостей, отвечает и за оборону Кыргызстана, усиливает данную военную базу передовой зенитно-ракетной техникой.