Россия и Кыргызстан обсудили строительство нового транспортного коридора

Между Россией и Кыргызстаном состоялось обсуждение строительства нового логистического маршрута. О том, какие проекты входят в этот комплекс и в чем значимость данной инициативы как для Кыргызской Республики, так и для всей Центральной Азии, читайте в материале «Государственных новостей».

Россия и Кыргызстан обсудили строительство нового транспортного коридора

скриншот видео YouTube

Обсуждение нового транспортного маршрута, который свяжет Россию и Кыргызстан вышло на самый высокий уровень. Так, на недавней встрече главы правительства Кыргызской Республики Акылбека Жапарова с вице-премьером России Алексеем Оверчуком вопрос строительства транспортного коридора для грузоперевозок, который пройдет через Туркменистан и Каспийское море и свяжет Россию и КР, стал одним из центральных.

Фото: пресс-служба правительства РФ

Строительство этого пути было отчасти вызвано внешними факторами. Многокилометровые заторы на границе с Казахстаном не устраивают кыргызских экспортеров швейных изделий и особенно скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. Кыргызский легпром занял сегодня значительную долю на российском рынке. Его позиции зависят, в том числе, от оперативных поставок продукции.

В свою очередь, создание коридора в обход Казахстана позволит миновать возникающие на границе искусственные препятствия для товаров и перенаправить часть грузопотока в порты Астрахани и Махачкалы, что снимет для Кыргызской Республики все искусственные барьеры для грузоперевозок и торговли.

Соглашение о развитии коридора в обход Казахстана между Россией, Кыргызстаном и Узбекистаном было подписано в ноябре 2023 года в Ташкенте по итогам транспортного форума стран-членов ШОС. Одной из причин создания нового транспортного маршрута стало, по мнению экспертов, решение Казахстана усилить контроль за товарами на пропускных пунктах, пользуясь своим выгодным логистическим положением. Что, собственно, и привело к многокилометровым очередям грузовых фур на границе.

Фото: пресс-служба губернатора Вологодской области

В свою очередь, Кыргызская Республика в сложившейся ситуации старается максимально эффективно использовать географическое положение, которое делает страну перекрестком торговых путей в Центральной Азии. По сути Кыргызстан стремится стать важнейшим транспортно-логистическим хабом региона. Создание маршрута в обход Казахстана позволит стране увеличить национальные доходы и поднять уровень жизни населения.

Понятно, что только строительством дорог этот проект не исчерпывается. Речь идет о довольно сложной инфраструктуре. В Кыргызстане в рамках данного проекта создадут два международных торгово-логистических центра на севере и юге страны. Они будут предназначены для международного экспорта агропродовольственной продукции в страны ЕАЭС и ближнего зарубежья. Так, северный центр разместится на площади 40 гектаров и будет иметь объем хранения сельскохозяйственной продукции 3000 тонн, благодаря этому появится 200 рабочих мест. А на региональном уровне в республике планируется создать 20 торгово-логистических центров.

Как уже было сказано, новый торговый маршрут «Россия — Каспийское море — Туркменистан — Узбекистан — КР» выгоден Кыргызстану в качестве альтернативы сообщению через Казахстан. В дальнейшем коридор может быть продлен по уже строящейся железной дороге из Узбекистана через Кыргызскую Республику в Китай, и в будущем станет главным конкурентом маршрута по казахским железным дорогам.

Для диверсификации своей внешней торговли Кыргызская Республика сейчас обсуждает развитие мультимодальных перевозок по маршруту «КР — Узбекистан — Туркменистан — Азербайджан», а также создание железнодорожного коридора «КР — Узбекистан — Туркменистан — Иран». А это уже выход на глобальный уровень — как в Центральной Азии, так и на Ближнем Востоке. То есть с охватом Евразийского региона в целом.

В этой связи в начале 2024 года ЕАЭС включил два проекта из Кыргызстана в число приоритетных для Союза. Речь идет о реконструкции объездной автодороги города Бишкек и строительстве железной дороги от Балыкчы (Иссык-Куль) через Кочкор (Нарынская область) к угольному месторождению Кара-Кече и далее к Джалал-Абаду и золоторудному месторождению Макмалу (Джалал-Абадская область). Эта дорога соединит железнодорожную инфраструктуру севера и юга страны. Реализация проектов позволит создать единую внутреннюю железнодорожную сеть и увеличить пропускную способность транзитных маршрутов через республику.

Иными словами, новый транспортный коридор не только станет стимулирующим фактором для развития экономики Кыргызстана, но и сделает эту страну одним из важнейших центров экономического и логистического влияния в Центральной Азии.

Читайте также