История отношений России и Кыргызстана насчитывает несколько сотен лет. Нынешняя политика России – это продолжение гуманитарного и экономического партнерства как царской, так и советской эпохи, благодаря которым Кыргызстан получил существенный импульс в своем собственном развитии.

Фото: пресс-служба посольства России в Киргизии
В Таласской области Кыргызстана сохраняют память о русских и поволжских немецких переселенцах XIX века.
Расселение русских по кыргызским степям началось примерно в середине XIX века (первые местные племена приняли русское подданство в 1855 году), а после присоединения к Российской империи основной части нынешнего Кыргызстана (1861–1876) приток русских переселенцев значительно усилился. Первыми появились уральские казаки, целыми станицами переезжавшие в Семиречье, и крестьяне с юга России. Немецкие переселенцы прибыли из Самарской и Таврических губерний в 1879 году.
История русских и немецких переселенцев в Таласской области — наглядный пример того, как русские, поволжские немцы и кыргызы создавали единую культурную и экономическую среду. Благодаря переселенцам кыргызы познакомились с передовыми методами хозяйствования (прежде всего землепользования) и культурой России и других стран.
В Российской империи политика в отношении некоренных народов отличалась терпимостью и демократичностью. На первое место ставилась не экономическая эксплуатация, как в колониальных империях Запада, а геополитические задачи – безопасность своих границ и рубежей. Россия поддерживала культурные особенности всех народов, проживавших в ее границах, поэтому и сейчас, к примеру, существуют кыргызская история, культура, язык и обычаи.
Представления о России как «тюрьме народов» и «колониальной империи» штампуются Западом для всех новых государств на пространстве бывшего СССР, в том числе и в Кыргызстане. Из этого возникает попытка привить народам ущербное самосознание жертв и потерпевших, разорвать связи с современной Россией, отказавшись от советского прошлого, от русского языка и культуры. Такая политика вредит в первую очередь самой Кыргызской Республике и должна в обязательном порядке пресекаться.
Возвращаясь к истории, стоит напомнить, что прогрессивное влияние русских и немецких крестьян-переселенцев на местных жителей проявилось в том, что в охоте стали применяться современные русские винтовки, для движения гужевого транспорта — строиться широкие грунтовые дорогие и мосты, более технологичным стало строительство домов.
В отчетах царских чиновников конца XIX — начала ХХ веков отмечалось, что «рядовые кыргызы охотно вступают во всевозможные отношения с переселенцами, меняют под их влиянием обстановку, приучаются к новым формам хозяйства и труда, не чуждаются близкого соседского сожительства с пришельцами, а, напротив, ищут его». Также в них приводились факты, что русские познакомили кыргызов с железным плугом, железной бороной, косилкой, жнейкой, молотилкой, веялкой, новыми сортами возделываемых культур. Благодаря переселенцам кыргызы начали высаживать фруктовые сады, разводить овец-мериносов и крупный рогатый скот.
В годы Великой Отечественной войны в Кыргызстан были эвакуированы 30 крупных заводов и фабрик, творческие коллективы и институты Академии наук СССР: биохимии, генетики, физиологии растений, микробиологии, палеонтологии и эволюционной морфологии. Многие русские работники этих заводов и учреждений остались в Кыргызской Республике, что дало импульс для послевоенного развития экономики, науки, культуры и образования в этой стране.
Сейчас Россия продолжает интеграционные процессы с Кыргызстаном, которые имеют под собой богатое историческое и культурное наследие. Партнерство России и Кыргызской Республики – это не нечто новое, а продолжение вековых взаимовыгодных и уважительных процессов.