Россия, Кыргызстан и Узбекистан создают новый транспортный коридор через Каспийское море. Решение об этом было принято на форуме ШОС в Ташкенте. О том, почему это действительно стратегическая инициатива, как она повлияет на экономику стран-участниц соглашения и почему маршрут коридора идет именно так, и никак иначе – читайте в материале портала «Государственные новости».
Морской порт Оля в Астраханской области Prntscr Youtube
В Ташкенте 1 ноября 2023 года прошел очередной транспортный форум стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Помимо иных соглашений и совместных проектов, на мероприятии представителями Москвы, Ташкента и Бишкека было принято решение о строительстве нового транспортного коридора, который пройдет через страны-участницы договора, Туркменистан и Каспийское море. При этом, сама логистическая сеть может быть впоследствии расширена до Китая. Все это послужит тому, что Кыргызстан не только еще теснее будет экономически связан с Россией, но станет одним из важнейших транспортных хабов в Центральной Азии и среди государств ЕАЭС.
Что характерно, новый транспортный путь пойдет в обход Казахстана, с которым сейчас наметился ряд локальных проблем, как у Бишкека, так и у Москвы. На текущий момент в Казахстане на таможенно-пропускных пунктах стоят многокилометровые заторы из грузовых фур. Причина тому – западные санкции, которые Астана решила соблюдать неукоснительно. Как указывают многие независимые эксперты, «многовекторная политика» может нанести удар по планам Астаны сделать Казахстан полноценным транспортным хабом в Центральной Азии и Каспийском регионе.
Эти искусственно созданные дорожные пробки в первую очередь не устраивают кыргызских экспортеров швейных изделий и особенно скоропортящейся сельскохозяйственной продукции. Легкая промышленность Республики заняла сегодня значительную долю на российском рынке, и её позиции, в том числе, зависят от оперативных поставок продукции.
Чтобы понять, насколько транзит грузов важен для Бишкека достаточно сказать, что в 2022 году Кыргызстан добился увеличения ВВП на 7%, и немалая доля прибыли здесь приходится на долю грузового транзита и поставок продукции в Россию.
К слову, потенциал для роста транспортной нагрузки у Кыргызстана есть и немалый. На текущий момент речь идет о 40 машинах в день. Однако, последующее увеличение грузопотока оценивается в 300-400 машин с полезной продукцией в сутки. И понятно, что при таком наращивании темпов с учетом особенностей продукции, систематические заторы где бы то ни было по маршруту следования являются серьезной помехой не только для бизнеса, но и для экономики Республики в целом.
Проще говоря, новый маршрут в обход Казахстана решает две главные задачи: миновать возникающие на казахской границе препятствия для товаров, идущих на рынки России и перевести часть грузопотока в порты Астрахани и Махачкалы. Это перераспределение грузопотоков сделает новый торговый путь главным конкурентом казахских железных дорог. А здоровая конкуренция – это, в целом, всегда хорошо.
Строительство этого проекта, вполне естественно, даст импульс для дальнейшего развития кыргызской экономики. И, как следствие, росту благосостояния граждан республики. К тому же, теперь у Бишкека будет выбор, по каким именно путям пускать свои грузы, как задействовать те или иные маршруты, которых становится несколько.
Есть и еще один немаловажный фактор: для того, чтобы новый транспортный коридор полноценно работал, Кыргызстану необходимо строительство современных оптово-распределительных центров с технологически развитой системой складирования, хранения и реализации продовольственных товаров. А это уже открывает новые возможности для совместных проектов, целевого и прямого инвестирования как со стороны России, так и других стран ЕАЭС. То есть, делает этот проект еще и фактором дополнительной интеграции между Россией и Кыргызстаном, и странами ЕАЭС в целом.
Что касается Казахстана, то, есть мнение, что выбранная Астаной «многовекторная политика» пока приносит проблемы экономике страны без видимых плюсов, ради которых стоило бы сворачивать сотрудничество не только с Россией, но и с остальными странами региона.