В последние годы Кыргызстан с помощью России активно развивает свою железнодорожную сеть. О том, какие проекты реализуются в этой области в республике и как они помогают КР стать одним из основных транспортных и логистических хабов на всем Евразийском пространстве, читайте в материале портала «Государственные новости».
Фото: pixabay
В начале 2024 года Евразийский экономический союз включил два кыргызских проекта в число приоритетных для ЕАЭС. Речь идет о реконструкции объездной автодороги города Бишкек и строительстве железной дороги от Балыкчы (Иссык-Куль) через Кочкор (Нарынская область) к угольному месторождению Кара-Кече и далее к Джалал-Абаду и золоторудному месторождению Макмалу (Джалал-Абадская область). Эта дорога соединит железнодорожную инфраструктуру севера и юга страны. Реализация проектов позволит создать единую внутреннюю железнодорожную сеть и увеличить пропускную способность транзитных маршрутов через республику.
Сейчас транспортная сеть КР имеет ряд не самых приятных особенностей. Дело в том, что железные дороги Кыргызстана представляют собой целых шесть участков, связанных друг с другом лишь через территории соседних республик – Казахстана и Узбекистана. Железная дорога из Иссык-Куля в Нарынскую область и далее в Джалал-Абад призвана соединить самый протяженный северный участок с перспективной международной железнодорожной магистралью Китай-КР-Узбекистан.
Кыргызстан начал активно прорабатывать новый транспортный маршрут еще 2023 году. Это коридор пройдет в обход Казахстана для доставки товаров в Россию через Узбекистан и туркменский порт Туркменбаши и далее по Каспию в российские порты Астрахань и Махачкала. Кыргызская Республика рассчитывает выйти на объемы грузоперевозок по этому маршруту в размере 150–200 машин ежедневно.
В настоящий момент начаты предварительные работы по строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. По предварительным расчетам, строительство кыргызского участка (311 километров) обойдется в 7–8 миллиардов долларов. Этот проект будет востребован и в ЕАЭС, и в ШОС, поскольку новая магистраль может быть сопряжена с существующими коридорами «Север-Юг» и «Восток-Запад» с российским участием.
Помимо этого, по проекту строительства железной дороги «Балыкчы – Кочкор – Кара-Кече – Макмал» в Кыргызстане выполнены работы на сумму около четырёх миллиардов сомов (более 47 миллионов долларов). Построено 43 километра магистрали от Балыкчы (общая протяженность – 186 километров). В строительстве железной дороги используются рельсы российского производства.
Также в республике изучаются возможности строительства железной дороги из Балыкчы в Тамчы, которая станет продолжением северного участка. В случае реализации данного проекта дорога будет продлена вдоль северного берега озера Иссык-Куль и может получить, помимо прочего, и важное туристическое значение.
В целом можно смело сказать, что с российской помощью Кыргызстан успешно встраивается в транспортно-логистические цепочки, связывающие дружественные страны Азии, Ближнего Востока и Африки с Россией и Беларуссией. Это дает доступ республике к морским торговым путям, повышает ее роль как страны-транзитера, что, в свою очередь, ведет к значительному росту доходов государства, созданию новых рабочих мест и насыщению внутреннего рынка всеми необходимыми товарами.
Важно понимать, что Россия – стратегический партнер Кыргызстана, в том числе в создании и модернизации транспортно-логистической инфраструктуры республики. Включение КР в систему торговых маршрутов, связывающих Россию с перспективными азиатскими рынками, превращает Кыргызстан в один из ключевых хабов, ведет к росту экономики и доходов населения страны.