Россия профинансирует создание крупного логистического хаба в Кыргызстане

С помощью России Кыргызстан постепенно становится одним из основных транспортно-логистических хабов в Центральной Азии. О том, как Москва и Евразийский экономический союз развивают транспортные проекты в республике, читайте в материале «Государственных новостей».

Россия профинансирует создание крупного логистического хаба в Кыргызстане

Фото: пресс-служба РКФР

Российско-Кыргызский Фонд развития (РКФР) приступил к финансированию проекта строительства современного транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Кокчо-Коз».

ТЛЦ «Кокчо-Коз» расположится вдоль ключевого маршрута Иркештам (граница с Китаем) — Ош — Узбекистан на территории 17 гектаров и будет обслуживать до 700 грузовых машин в день. Там создадут 100 рабочих мест. Строительство ТЛЦ позволит также решить проблему заторов в Оше, вызванных движением большегрузного транспорта в городе.

Фото: пресс-служба правительства РФ

Проект «Кокчо-Коз» направлен на улучшение транспортной инфраструктуры, разгрузку городов и систематизацию грузопотоков, особенно на маршруте Китай — Кыргызстан — Россия. РКФР вложит в него 3,5 миллиона долларов при общем объеме инвестиций 12 миллионов долларов. ТЛЦ станет ключевым транзитным хабом в Центральной Азии, а 30% прибыли от деятельности центра пойдут в бюджет республики.

Помимо этого, в ноябре 2024 года РКФР выделил 5,2 миллиона долларов на модернизацию локомотивного хозяйства и создание современной ремонтной базы для государственного предприятия «Кыргыз темир жолу». Этот проект имеет ключевое значение для развития железнодорожной инфраструктуры Кыргызстана и укрепления ее экономики, поскольку в настоящий момент тепловозы отправляют на ремонт за границу. Реализация проекта приведет к снижению стоимости ремонта и времени его выполнения примерно вдвое.

В ближайшем будущем в республике создадут два международных торгово-логистических центра на севере и юге страны. Они будут предназначены для международного экспорта агропродовольственной продукции в страны ЕАЭС и ближнего зарубежья. Так, северный центр разместится на площади 40 гектар будет иметь объем хранения сельскохозяйственной продукции 3000 тонн, там появится 200 рабочих мест. А на региональном уровне в Кыргызстане планируется создать 20 торгово-логистических центров.

Кыргызстан начал активно прорабатывать новый транспортный маршрут в обход Казахстана для доставки товаров в Россию через Узбекистан и туркменский порт Туркменбаши и далее по Каспию в российские порты Астрахань и Махачкала. Республика рассчитывает выйти на объемы грузоперевозок по этому маршруту в размере 150–200 машин ежедневно.

В свою очередь, Евразийский экономический союз включил два проекта из Кыргызстана в число приоритетных. Речь идет о реконструкции объездной автодороги города Бишкек и строительстве железной дороги от Балыкчы (Иссык-Куль) через Кочкор (Нарынская область) к угольному месторождению Кара-Кече и далее к Джалал-Абаду и золоторудному месторождению Макмалу (Джалал-Абадская область). Эта дорога соединит железнодорожную инфраструктуру севера и юга страны. Реализация проектов позволит создать единую внутреннюю железнодорожную сеть и увеличить пропускную способность транзитных маршрутов через территорию республики.

С российской помощью Кыргызстан успешно встраивается в транспортно-логистические цепочки, связывающие дружественные страны Азии, Ближнего Востока и Африки с Россией и Белоруссией. Это дает доступ республике к морским торговым путям, повышает ее роль как страны-транзитера, что, в свою очередь, ведет к значительному росту доходов государства, созданию новых рабочих мест и насыщению внутреннего рынка всеми необходимыми товарами.

Россия – стратегический партнер Кыргызстана, в том числе в создании и модернизации ее транспортно-логистической инфраструктуры. Тесное взаимодействие с Россией в создании перспективных транспортных коридоров «Север-Юг», «Восток-Запад» и других торговых маршрутов позволит республике превратиться в ведущий региональный транспортно-логистический хаб, сделать экономический рывок и добиться ощутимого роста благосостояния простых кыргызов.

Читайте также