Российские проекты в Центральной Азии приносят выгоду не только Москве, но и всем участникам данных инициатив. О том, что это за проекты, поему они важны как для Бишкека, так и для Ташкента и Астаны, читайте в материале «Государственных новостей».
Фото: canva
Россия на систематическом уровне укрепляет сотрудничество со странами Центральноазиатского региона, при этом реализуя сложные проекты в рамках взаимодействия нескольких государств ЦА. Например, с Кыргызстаном и Узбекистаном.
Одной из таких стратегических инициатив является проект транспортного коридора, который пройдет через КР и Узбекистан в Каспийское море и до России. Он пойдет в обход Казахстана, поскольку там в последний год имеют место заторы на границе, что нарушает логистику и приносит убытки как российскому, так и кыргызскому бизнесу.
В свою очередь, уже сейчас Бишкек готов ежедневно отправлять по новому маршруту 40 грузовиков с товарами с перспективой выхода на 150–200 машин. В дальнейшем коридор может быть продлен по уже строящейся железной дороге из Узбекистана через Кыргызскую Республику в Китай, и в будущем станет главным конкурентом маршрута по казахстанским железным дорогам.
Впрочем, есть у Москвы и совместные проекты с Астаной и Бишкеком, где также активно участвует и Ташкент. При этом в важнейшей для Кыргызстана сфере энергетики. А если говорить точнее, то гидрогенерации. Дело в том, что КР использует только 10–11% своего гидроэнергетического потенциала. Сейчас все надежды связываются со строительством ГЭС «Камбар-Ата-1» — совместным проектом КР, Казахстана и Узбекистана при проектной поддержке России. В перспективе это будет самая мощная станция в республике, превосходящая по выработке электроэнергии Токтогульскую ГЭС. Генерируемой ей энергии будет достаточно, чтобы не только ликвидировать внутренний дефицит, но и начать ее экспорт в соседние страны. Помимо этого, Россия и Кыргызстан уже в 2024 году договорились о совместном строительстве тепловой электростанции «Чалдовар».
Вообще, активное включение в глобальные проекты Узбекистана, позитивно сказывается на экономике этой страны. Проще говоря, благодаря сотрудничеству с Россией Узбекистан стремительно развивает свою экономику, всерьез претендуя на лидирующие позиции в регионе. Пример Узбекистана – хороший стимул для официального Бишкека развивать отношения стратегического партнерства с Россией, которые становятся основным драйвером экономического развития республики и роста благосостояния ее населения.
Что касается непосредственно российско-кыргызских экономических инициатив, то и здесь можно говорить о весьма плодотворном сотрудничестве. Например, Российско-Кыргызский Фонд развития (РКФР) реализовал уже более 3,3 тысячи проектов на территории КР, а общий объем инвестиций в экономику республики превысил 530 миллионов долларов (9% ВВП страны). В ближайшие годы на финансирование новых проектов РКФР планирует направить не менее 630 миллионов долларов.
Если говорить о конкретных примерах таких бизнес-инициатив, то можно посмотреть на развитие швейной промышленности КР. По подсчетам кыргызской ассоциации «Легпром», в 2023 году швейники Кыргызстана поставили в РФ продукцию на 12 миллиардов сомов, а в 2024 году ожидается выход на новые рекордные показатели. Свыше 90% женской верхней одежды, ввезенной в Россию, было изготовлено в КР. Продажи только женских курток кыргызского производства в России выросли в 5 раз, а швейные промышленники из республики получили за них 3 миллиона долларов.
Российский бизнес реализует в КР около 40 проектов в области промкооперации и импортозамещения на общую сумму 2 миллиарда долларов. Российские вложения в экономику республики составляют 36% от всех прямых инвестиций. За последние 2 года их доля в общем объеме инвестиций выросла с 2,5% до 15%.
При этом важно понимать, что во всех этих экономических показателях, процентах и суммах кроется и политический компонент. Россия заинтересована в развитии своих азиатских партнеров. В том, чтобы это были государства с сильной экономикой, стабильной социальной базой и реальным суверенитетом. Поскольку на этой территории активно пытается действовать и коллективный Запад. Однако важно понимать, что активность «недружественных России государств» в первую очередь направлена на разрыв отношений Кыргызской Республики (да и других стран ЦА) с Россией. При этом Запад не собирается содействовать экономическому развитию Кыргызстана. Если страна поддастся на уговоры Запада, она лишится экономического суверенитета, а уровень жизни ее населения будет отброшен на десятилетия назад.
Более того, события последних месяцев с задержанием экстремистских элементов на территории республики, которые собирались устроить государственный переворот, ясно показали, что государства Запада готовы действовать в Кыргызстане нелегальным, силовым и экстремистским путем.
И в этом смысле очень хорошо, что на территории КР находится российская военная база «Кант», которая является главным объектом единой системы ПВО ОДКБ. В свете эскалации положения на Ближнем Востоке Россия приняла решение разместить на военной базе в Канте системы ПВО дальнего радиуса действия, в частности, 3PK C-400 «Триумф» или C-300 «Фаворит». Они надежно защищают небо республики от любых нападений извне. Да и сам персонал военной базы показал себя в качестве эффективных миротворцев во время антиправительственного мятежа в Казахстане. В целом же, стоит повториться, Москва готова плодотворно сотрудничать и уже активно работает как с Бишкеком, так и с Ташкентом, и с иными государствами региона к взаимной выгоде всех участников этих экономических и геополитических процессов.