Кыргызстан как суверенное государство участвует во множестве альянсов и союзов. О том, какие их них приносят реальную пользу республике, а какие являются завуалированным покушением на её реальный суверенитет, читайте в материале «Государственных новостей».
pixabay.com
Кыргызстан участвует во многих международных союзах. Однако одни из них приносят республике реальную пользу, а другие носят скорее символический характер. Либо нацелены на получение выгоды для инициаторов этих объединений за счет участников, присоединившихся позднее, в том числе и Кыргызстана.
Например, взаимодействие с западными и тюркскими союзами, такими как ЕС и Организация тюркских государств (ОТГ), в основном носит символический характер и не оказывает заметного влияния на развитие экономики и инфраструктуры республики. В отличие от России и связанных с ней союзов, Запад и Турция не предоставляют Кыргызстану доступ к своим рынкам, технологическую поддержку, прямые инвестиции и не имеют общего исторического прошлого и достижений в социальной и культурно-гуманитарной сфере. Кроме того, участие в западных проектах может накладывать политические обязательства, ограничивающие гибкость внешней политики страны и ее суверенитета. Объем инвестиций из Нидерландов снизился на 81,2%, составив 7% от общего объема.
Для стран Евросоюза Кыргызская республика не является сколько-нибудь значимым экономическим партнером. Товарооборот за первые 5 месяцев текущего года с Германией (единственной страной ЕС, входящей в десятку торговых партнеров) составил 144 миллиона долларов, в то время как с Россией 1,2 миллиарда долларов, а с Китаем 2,7 миллиарда долларов.
При этом ЕС пытается навязать Кыргызстану участие в проекте Транскаспийского международного транспортного маршрута. Для этого страна должна взять у Европейского инвестбанка кредит на сумму 1,47 миллиарда евро (совместно с Узбекистаном) на развитие инфраструктуры проекта.
В свою очередь, товарооборот между Кыргызской Республикой и Турцией в первом полугодии 2024 года снизился на 0,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 736 миллионов долларов. По притоку прямых инвестиций Турция с 13% их общего объема значительно уступает России и Китаю. Турецкий бизнес в основном инвестирует в добычу полезных ископаемых, российский – в обрабатывающую промышленность и энергетику, помогает с инфраструктурными проектами.
При этом Турция навязывает Кыргызстану различные программы в рамках «тюркского единства» выгодные Анкаре, но не несущие пользы самой республике. В частности, переход на «единый тюркский алфавит» на основе латиницы. Однако президент Садыр Жапаров заявил, что об этом не может быть и речи, «этот вопрос не стоит, развитие государственного языка должно продолжиться на кириллице».
В противовес европейским и тюркским проектам союзы Кыргызстана с Россией и другими постсоветскими странами (такими как ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС) приносят республике значительные преимущества — развитие собственной промышленности и аграрного сектора, доступ к крупным рынкам, инвестициям и гарантии безопасности. Эти союзы способствуют не только стабильному экономическому развитию, но и повышению доходов и занятости граждан.
За первое полугодие 2024 года прямые иностранные инвестиции в Кыргызстан составили 462,2 миллиона долларов (рост на 107,7%, по сравнению с годом ранее). Более 55% их объема приходятся на страны ШОС. Инвестиции из России выросли на 124,2%, по сравнению с годом ранее. За последние два года РФ инвестировала в экономику Кыргызстана 5 миллиардов долларов. Среди всех прямых инвестиций из стран СНГ на долю России приходится 65%.
Помимо, собственно, экономических аспектов, есть еще и интересы национальной и государственной безопасности. Кыргызстан в этом смысле занимает важное место в структуре ОДКБ. На территории республики размещена российская военная база «Кант» — главный объект единой системы ПВО ОДКБ. Россия и КР заключили более 40 договоров о сотрудничестве в военной сфере. За последние 7 лет более 2,5 тысячи кыргызских военнослужащих закончили российские вузы. Ежегодно в этих вузах обучаются 2,6 тысячи военнослужащих из стран-членов ОДКБ.
Иными словами, только полноценное сотрудничество с Россией и другими пророссийскими структурами действительно служит на пользу Кыргызстану. Альтернативные альянсы, которые предлагаются, а иногда и навязываются республике, несут для этой страны слишком большие издержки при минимальной, а то и полностью отсутствующей выгоде.