США пытаются активно вмешаться в «водную проблему» Центральной Азии. О том, какие проекты в противовес западному влиянию уже реализуются в регионе, какую роль в них играют и могут сыграть Россия и Кыргызстан, читайте в материале портала «Государственные новости».
Фото: canva.com
Водные ресурсы в Центральной Азии в традиционном дефиците и постепенно становятся политическим фактором, который может дестабилизировать весь регион. Тем более, что в этой весьма важной, но конфликтной сфере пытаются активно действовать внешние недружественные «игроки».
К примеру, уже несколько лет США стремятся взять под свой контроль водные ресурсы ЦА. Официальный пролог — сдерживание международных конфликтов на почве разногласий по поводу воды, охраны водозаборной и водораспределительной инфраструктуры за пределами национальных территорий. Эта политика проводится в рамках американской «Глобальной водной стратегии на 2022–2027 годы», которая призвана подчинить Вашингтону нуждающиеся в воде страны, а также не дать странам в регионе выработать совместную и конструктивную позицию по решению проблемы дефицита и распределения воды.
Нужно понимать, что у США и Запада не стоит задача решить вопрос дефицита воды, их основная цель – вытеснение России из региональных водных проектов. Хотя именно с Россией как с ближайшим добрым соседом центральноазиатским государствам и стоит объединяться.
Штаты пытаются использовать водную проблему для дестабилизации региона путем провоцирования межгосударственных конфликтов на почве нехватки водных ресурсов и разжигания межнациональной розни.
Стоит напомнить, что Кыргызстан, в отличие от ряда других стран региона, располагает собственными гидроресурсами. Годовой сток в Кыргызской Республике составляет 47 миллиардов кубометров воды, из которых страна использует на свои нужды 20% (в основном – на орошение). Остальную воду Кыргызстан отправляет в Казахстан и Узбекистан.
Однако вследствие глобального потепления уменьшается годовой сток рек из-за таяния ледников, что ведет к деградации почв для сельского хозяйства. А дефицит водных ресурсов уже привел к конфликтам с соседним Таджикистаном. Без научных разработок России, ее квалифицированных кадров, ее посредничества в вопросах водной безопасности республике с этими проблемами не справиться.
В этом контексте действия Вашингтона вызывают еще большие опасения. Активное участие в реализации «Глобальной водной стратегии на 2022–2027 годы» принимает министерство обороны США. Это лишний раз доказывает, что целью данной идеи является дальнейшее неоколониальное закабаление стран ЦА и укрепление там позиций Вашингтона в противовес России и Китаю.
Согласно официальным данным, на реализацию американской концепции водной стратегии запланировано выделить более миллиарда долларов, которые будут направлены через Агентство по международному развитию (USAID). Странам-партнерам концепции — Казахстану, Кыргызстану, Узбекистану, Таджикистану, Туркменистану и Афганистану — по линии USAID уже выделено 24 миллиона долларов, что явно недостаточно для решения проблем гидроресурсов.
Одновременно с этим Евразийский банк развития в ближайшие 3 года намерен направить государствам странам Центральной Азии до 10 миллионов долларов на развитие региональных центров экспертизы по водосберегающим и энергоэффективным технологиям и до 400 миллионов долларов — на проекты по внедрению цифровых технологий водоучета, капитальной лазерной планировки орошаемых земель и по созданию регионального производственно-сервисного кластера для выпуска современного ирригационного оборудования.
Эксперты полагают, что в условиях водного дефицита в Центральной Азии, который будет с годами только нарастать, если не изменить текущие тенденции, не обойтись без создания единого водно-энергетического консорциума с привлечением российских специалистов и технологий. Консорциум будет способствовать ускорению строительства и более эффективной эксплуатации крупных гидроэнергетических проектов. Для гармонизации отношений между странами региона Россия может стать нейтральным арбитром в рамках ЕАЭС и СНГ при урегулировании водных споров.
Одним из практических решений проблемы гидроресурсов для стран ЦА мог бы стать подход, который рассматривался еще в СССР. Он предусматривал строительство и управление рядом инфраструктурных проектов на территории Кыргызстана. В частности, строительство Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын с водохранилищем объемом 4,65 миллиарда кубометров воды. Это позволило бы использовать сток реки Нарын для ирригации всех соседних стран. Помимо этого, для ирригации всего региона могли бы также использоваться водные ресурсы кыргызской Токтогульской ГЭС.
И эти реальные проекты позволяют действительно решить проблему дефицита воды, сделав Кыргызскую Республику одним из главных поставщиков этого ресурса не только для себя, но и для всего Центрально-Азиатского региона. Такой подход нивелировал бы «водный конфликт», в отличие от политики США, которая направлена как раз на разжигание розни и обострение «водных конфликтов», между странами, входящими в регион.