БАМ стал важнейшей вехой в истории СССР. Сейчас большая стройка возвращается. Теперь уже на международном уровне. О том, как Россия продолжает строить Байкало-Амурскую магистраль и как в этом участвует молодежь из Кыргызстана, читайте в материале «Государственных новостей».
Фото: пресс-служба РЖД
В этом году исполняется 50 лет Байкало-Амурской магистрали, легендарному БАМу. Наверное, самому масштабному и амбициозному проекту СССР. В строительстве этой железной дороги, которое длилось более 12 лет (и это только основной части магистрали), приняли участие миллионы людей со всего Советского Союза и из ряда зарубежных государств.
Строительство БАМа продолжается и сейчас. Теперь этот проект называется БАМ 2.0 и в нем принимают участие студенты из стран бывшего СССР, в том числе из Кыргызстана, Узбекистана, Белоруссии, а также из Монголии.
БАМ – это не только строительный и инфраструктурный проект. И в советские годы, и сейчас это еще и механизм воспитания молодого поколения. Кыргызстан и Россия уделяют большое внимание воспитанию молодежи. Наиболее популярны для студентов из КР российские программы образования, трудовые практики, совместные научные и культурные обмены, бизнес-форумы. Именно они помогают молодежи двух стран лучше узнавать друг друга, завязывать необходимые контакты, которые в последствии приведут к лучшему трудоустройству, а глобально – позитивно повлияют на укрепление дружбы и сотрудничества Кыргызской Республики и России. И БАМ может стать одной из таких воспитательных и образовательных площадок.
Большая Амурская магистраль пересекает три часовых пояса, шесть российских регионов. Её протяженность превышает 4300 километров. Железная дорога начинается в Тайшете и заканчивается в Советской Гавани. БАМ считается одной из самых крупных железнодорожных магистралей в мире.
Во времена СССР БАМ стал одним из символов комсомольских студенческих отрядов. В 1974 году на БАМ прибыли первые 2000 участников стройки. Всего за 15 лет строительства на БАМе побывало более 50 000 студентов.
Компания РЖД в июне 2024 года сообщала, что этим летом примет на трудовую практику рекордные 18 тысяч студентов, из них 10 тысяч будут работать проводниками и более пяти тысяч — на стройке.
Студенческие отряды считаются одним из лучших жизненных тренингов, сочетающих в себе нарабатывание практических навыков, развитие стрессоустойчивости и один из самых лучших нетворкингов. Именно на таких проектах зарождается крепкая дружба на всю жизнь, закладываются профессиональные контакты и создаются семьи. Кроме того, работая в отрядах, студенты получают дополнительные профессиональные навыки, опыт в будущей профессии, дополнительную рабочую специальность.
Россия является одной из самых технологичных держав мира. Она дает возможность студентам стройотрядов, в том числе из стран Центральной Азии получить бесценный профессиональный опыт, ощутить сопричастность к строительству одного из крупнейших современных инфраструктурных проектов.
Выступая в конце 2023 года на Железнодорожном съезде, президент России Владимир Путин назвал предстоящее десятилетие периодом масштабных проектов и «большой стройки». В частности, будут расширены БАМ и Транссиб, модернизированы другие магистрали и подходы к морским портам, включая Азово-Черноморский и Каспийский бассейны.
При этом Россия регулярно организует международные форумы с участием молодежи Кыргызстана. В июне 2023 года в Сочи прошел II Молодежный форум СНГ и ЕАЭС, который был посвящен вовлечению молодых бизнесменов в процессы евразийской интеграции. А в 2025 году Кыргызская Республика планирует провести молодежный цифровой форум ШОС.
Организации типа ШОС, ЕАЭС и БРИКС могут полноценно существовать, а их участники взаимодействовать только при наличии разветвленной логистической сети. БАМ и БАМ 2.0 – важнейшие элементы этой международной логистики.
А то, что студенты из Кыргызстана примут участие в очередной «стройке века» дополнительно интегрирует их в общее российско-азиатское культурное, экономическое и политическое пространство.