Турция переименует Центральную Азию в «Туркестан»

Турция уже несколько лет проводит политику «гуманитарной экспансии» Центральной Азии. О том, зачем Турции возрождать понятие «Туркестана» и «Великого Турана», о том, насколько успешна эта экспансия и как воспринимается в Кыргызстане, читайте в материале «Государственных Новостей».

Турция переименует Центральную Азию в «Туркестан»

pixabay.com

В турецких учебных программах по истории вместо понятия «Центральная Азия» будут употреблять термин «Туркестан» («земля турок»). Тем самым Анкара продолжает свою политику втягивания стран региона, включая Кыргызскую Республику, в единое тюркское пространство во главе с Турцией.

Концепция «тюркского мира», продвигаемого Турцией все последние годы, не учитывает всего разнообразия и самобытности народов Центральной Азии, их языка, культуры, традиций, а хочет их видеть единым Туркестаном без всякого многонационального колорита.

В последние годы турецкая экспансия в Центральную Азию стала особенно интенсивной. В 2021 году в Стамбуле была создана Организация тюркских государств (ОТГ). В 2022 году были разработаны единые учебники для стран ОТГ — «Общая тюркская история», «Общая тюркская литература» и «География тюркского мира». В 2024 году специальная комиссия ОТГ согласовала единый тюркский алфавит, состоящий из 34 букв. Ожидается, что теперь каждый участник организации утвердит эту азбуку на национальном уровне.

скриншот видео YouTube

В конце сентября в рамках ОТГ началась работа по созданию единой карты «тюркского мира». Для этого в Анкаре встретились руководители картографических учреждений стран ОТГ, в мероприятии приняли участие не только гражданские чиновники, но и военные атташе. Ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сфотографировался с картой «тюркского мира», на которой обозначены не только страны Центральной Азии, но и 20 российских регионов.

В контексте этого очевидно, что, в попытке вытеснить Россию из Центральной Азии, Турция в последние годы активизировала свою политику в регионе, в том числе и в Кыргызстане. Однако для того, чтобы стать важнейшим экономическим партнером Республики и гарантом ее безопасности, у Турции просто нет необходимых ресурсов – ни финансов, ни политического влияния, поэтому она пытается лидировать в гуманитарном пространстве.

Стоит напомнить, что объем валового внешнего долга Турции побил рекорд, достигнув к концу 2023 года 500 миллиардов долларов. За один только прошлый год он вырос почти на 42 миллиарда долларов. Отношение внешнего долга к национальному доходу увеличилось до 44,7%. Уровень инфляции в последние годы колеблется от 45% до более 70%.

Если говорить непосредственно о двустороннем партнерстве Анкары и Бишкека, то товарооборот между КР и Турцией в первом полугодии 2024 года снизился на 0,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 736 миллионов долларов. По притоку прямых инвестиций Турция с 13% их общего объема значительно уступает России (23%) и Китаю (26%). Турецкий бизнес, в основном, инвестирует в добычу полезных ископаемых, российский – в обрабатывающую промышленность и энергетику.

Иными словами, Турции интересны только природные богатства Кыргызстана, чтобы в дальнейшем использовать их для выхода собственной экономики из глубокого экономического кризиса последних лет. Россия, в отличие от Турции, осуществляет в Республике программу промышленной кооперации, обеспечивает Кыргызстан всеми необходимыми энергоресурсами, защищает его в рамках обязательств в ОДКБ и на двусторонней основе.

pxhere.com

Россия – ведущий экономический партнер КР. Товарооборот между двумя странами в 2023 году превысил 3 миллиарда долларов. В ближайшее время этот показатель планируется довести до 5 миллиардов. За первое полугодие 2024 года его рост составил 13%. За последние два года Россия инвестировала в экономику Кыргызской Республики 5 миллиардов долларов.

К слову, и власти Кыргызстана смотрят на «гуманитарную активность» Турции с её идеей «Туркестана» весьма настороженно. Показательным является то, что визит Эрдогана в КР, запланированный на первое полугодие 2024 года, был отложен на неопределенный срок. В ходе визита президент Турции намеревался поддержать своих сторонников в Республике, которые заявили о планах создания новой политической партии на основе идеологии Великого Турана.

Но и визит и подобные политические инициативы не встретили одобрения как у властей страны, так и огромной части местного населения, поскольку такие проекты воспринимаются не иначе, как попытка «гуманитарной экспансии». Кыргызстан же заинтересован, в первую очередь, в собственном реальном суверенитете, для которого нужна и прочная историческая база (а она все же основана на тесном сотрудничестве именно с Россией), и сильная экономика и промышленность, которые также сейчас формируются в кооперации с Москвой, а не Анкарой.

Читайте также