Саммит ШОС в Астане посвящен самым насущным и важным вопросам для членов организации. Среди которых финансовая и климатическая безопасность, расширение организации и многое другое. О том, какие это будут решения, и в чем польза участия в ШОС Кыргызстана, читайте в материале «Государственных новостей».
Фото: пресс-служба Кремля
В Астане, столице Казахстана, 3-4 июля проходит саммит государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, в котором участвует и президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров. Главная тема мероприятия – «Укрепление многостороннего диалога — стремление к устойчивому миру и развитию». Ожидается, что на саммите будет принято решение о вступление Белоруссии в полноправные члены ШОС.
Шанхайская организация сотрудничества объединяет девять государств Евразийского континента, в которых проживает почти половина населения планеты и на которые приходится четверть мирового ВВП и 15% мировой торговли.
Стоит отметить, что на нынешний саммит ШОС в Астане приедут главы государств и правительств 16 стран: Казахстана, Индии, Ирана, Китая, Кыргызстана, Пакистана, России, Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии, Монголии, Азербайджана, Катара, ОАЭ, Турции и Туркменистана. Подтвердили свое участие Генсек ООН и руководители других влиятельных международных организаций.
Одним из важнейших решений нынешнего саммита будет стратегия развития энергетического сотрудничества до 2030 года, разработанная по инициативе Казахстана. Ожидается, что стратегия станет фундаментом для совместных проектов в сфере энергетики между странами ШОС и поможет региональной интеграции. В рамках данного направления работы Кыргызстан предлагает странам организации создать Международный энергетический торговый центр. Он должен стать гарантийной и информационной платформой, в его задачи войдут разработка и согласование оперативных решений в области финансов, расчетов, логистики и таможни.
Вообще, стоит подчеркнуть, что возрастание роли региональных организаций с участием России – закономерное явление в условиях формирования нового миропорядка. Об этом Россия говорит и это воплощает на практике последнее время. Новые «центры силы», которые идут на смену гегемонии США и их союзников, основаны на равноправном сотрудничестве входящих в них суверенных государств и консенсусе в принятии общих решений.
Если говорить конкретно про ШОС, то в 2023 году была утверждена дорожная карта государств-членов организации по постепенному увеличению доли национальных валют во взаимных расчетах. Доля рубля в экспортных операциях РФ со всеми странами ШОС превысила 40%. В двусторонних взаиморасчетах нацвалюты стремительно вытесняют «токсичные» доллар и евро. Россия и Кыргызстан осуществляют свыше 83% взаимной торговли в рублях и сомах, Россия и Китай – свыше 80% в рублях и юанях.
Что касается практических выгод для Кыргызской Республики, то вступление в ШОС способствовало притоку иностранных инвестиций в Кыргызстан, которые составили 429 миллионов долларов в 2023 году (на долю стран ШОС приходится 55% их объема). Более 78% инвестиций направлены в обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, сферу оптовой и розничной торговли, а также финансового посредничества и страхования.
Еще одним важным направлением работы организации в предстоящие годы станет обеспечение климатической безопасности. Климатическая безопасность подразумевает состояние защищенности как от физических, так и от переходных рисков, связанных с изменением климата. К ним относятся негативные природные последствия изменения климата (учащение экстремальных погодных явлений, таяние многолетней мерзлоты и многое другое), а также угрозы экономической и энергетической безопасности вследствие этих изменений. Что для того же Кыргызстана в контексте водоснабжения всего региона Центральной Азии особенно актуально. Под действием таяния ледников в КР наметилась эрозия плодородных почв. Эту проблему, как и коллективного обеспечения водой, необходимо решать совместно.
В контексте всего вышеизложенного вполне логично, что Кыргызская Республика выступает за углубление интеграции с участием России, поскольку это обеспечивает ее экономический суверенитет, региональную безопасность и приводит к росту благосостояния ее народа в условиях глобальных вызовов и «гибридных войн» со стороны коллективного Запада.