В Кыргызстане пытаются «вытеснить» русский язык из сферы услуг

Национальная комиссия по госязыку Кыргызстана решила побороться с русским языком в республике. О том, кто стоит за этими идеями и к чему может привести вытеснение русского языка из общественной сферы в Кыргызстане, читайте в материале портала «Государственные новости».

В Кыргызстане пытаются «вытеснить» русский язык из сферы услуг

Фото: пресс-служба посольства России в Киргизии

Национальная комиссия по госязыку Кыргызстана инициировала поправки в Кодекс о правонарушениях, чтобы ввести штрафы для тех, кто не предоставляет услуги на кыргызском языке.

Инициатива о введении штрафов за услуги на русском языке играет на руку узкой группе людей, поддерживающих националистов, выступающих за изгнание русского языка из общественного пространства республики и конечном счете – за полный разрыв с Россией. Националистические настроения в КР активно подогреваются Западом, который пытается через дестабилизацию межнациональных отношений добиться расширения своего геополитического влияния в стране.

По разным оценкам, число граждан Кыргызстана, владеющих русским языком, достигло 73%. Это один из самых высоких показателей не только в Центральной Азии, но и в СНГ. Он растет все последние годы из-за трудовой миграции в Россию и благодаря стремительному развитию совместных производств и проектов промышленной кооперации в самой республике. При этом еще несколько лет назад русским языком в Кыргызстане владели 50–55% населения.

Законопроект о штрафах лоббирует спикер парламента, известный русофоб Нурланбек Шакиев, который ранее выступал за блокировку всего русскоязычного контента в интернете, демонтаж табличек на русском на улицах и исключение русского языка из программ обучения в начальных классах школ. В январе Шакиев демонстративно сменил свою фамилию с «русского» на «киргизский» вариант и стал именоваться Нурланбек Тургунбек уулу.

Фото: сайт Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ

Еще в 2023 году в Кыргызстане приняли закон о госязыке, обязав госслужащих, депутатов, педагогов и медработников владеть родным языком, иначе их могут даже уволить. В январе 2025 года Нацкомиссия по госязыку республики разработала проект постановления правительства, в соответствии с которым предлагается установить уровни и сроки владения кыргызским языком для госслужащих. При этом какой-то экономической необходимости для этого нет. Вместо своих прямых обязанностей чиновники будут тратить время на обучение, на организацию которого, включая проведение экзаменов, станут выделять деньги, так необходимые для других, более уязвимых категорий граждан. Главное – качественно выполняемая работа, а не то на каком языке ты говоришь, если он признается государством и население его понимает. Согласно языковым тестам, чиновники плохо знают кыргызский, абсолютное большинство не дотягивает даже до уровня А1, не говоря уже о А2, Б1 или Б2.

В глобальном смысле последствиями слома двуязычной модели в Кыргызстане станет ухудшение экономической ситуации внутри страны, осложнение положения трудовых мигрантов в России, невозможность получения престижного и качественного российского образования молодежью, сворачивание экономического взаимодействия, которое обеспечивает сегодня экономический рост и повышение благосостояния населения республики.

При этом на сегодняшний день в Кыргызстане насчитывается около 2,3 тысячи общеобразовательных школ, примерно в 200 из них преподавание идет на русском языке, а еще почти в 500 применяется смешанная методика обучения. Кроме того, в Бишкеке работает общеобразовательная школа на 950 мест, построенная на средства «Газпрома». Характерно, что «русские классы» переполнены – в них обучаются по 40–50 человек, в то время как в кыргызских по 15–20 школьников, что свидетельствует о востребованности русского языка в республике.

В октябре 2024 года парламент Кыргызстана одобрил соглашение, которое предусматривает строительство девяти русскоязычных школ в стране до 2027 года за счет бюджета РФ (деньги выделяются в виде гранта в размере 4,5 миллиарда рублей от Евразийского банка развития). Они будут расположены в 7 городах и 2 селах и рассчитаны на 11 тысяч детей. Новые образовательные учреждения оборудуют в соответствии с самыми передовыми технологиями.

Но, как мы видим, одновременно с этими здравыми и полезными для республики инициативами, проталкиваются прямо противоположные законодательные нормы, которые фактически обессмысливают все эти проекты по линии российско-кыргызской интеграции и сотрудничества.

Читайте также