Кыргызские депутаты обвинили главу Минобразования в провале образовательных реформ

Главу Минобразования Кыргызстана Догдуркул Кендирбаеву раскритиковали за «саботирование и разрушение» гимназий и лицеев в стране. Критика прозвучала на уровне национального парламента республики. О том, почему министр образования КР вызывает такое недовольство и что вообще происходит с образованием в Кыргызстане под её руководством, читайте в материале «Государственных новостей».  

Кыргызские депутаты обвинили главу Минобразования в провале образовательных реформ

Фото: сайт Минобразования Кыргызстана

Министр образования Кыргызстана Догдуркул Кендирбаева снова подверглась критике за свою профессиональную деятельность. На этот раз на уровне депутатов Жогорку Кенеша (республиканского парламента). Так, депутат Надира Нарматова на парламентском заседании по социальной политике, которое прошло 17 февраля 2025 года, заявила:

«Вы саботировали и разрушили все гимназии и лицеи. Золотые сертификаты и «Алтын Тамга» получают выпускники гимназий и лицеев. Это результат их работы. Вам нужно было отсортировать и оставить лучшие, а несоответствующих нужно было ликвидировать. Педагоги упали духом. Мы поддержали ваш законопроект, но вы оказались не готовы к реформам».

Фото: парламент Кыргызстана

Речь здесь идет о глобальной реформе образовательной системы Кыргызстана, которая была объявлена еще летом 2024 года. Ряд учебных заведений республики лишились статуса гимназий и лицеев в связи с «истечением срока лицензии» и тем, что в новом законе, который предложило Министерство образования, а парламент поддержал, таких типов учебных заведений попросту не было.

При этом уже в августе 2024 года 11 школ лишились статуса гимназий. Сама Догдуркул Кендирбаева так комментировала эти инициативы:

«Для школ создадут равные условия, не будет ни лицеев, ни гимназий. Чтобы получить такой статус, учебные заведения проходили аккредитацию. Те, у кого она действует, сохранят этот статус до 2028 года, однако заново аккредитацию выдавать уже не будут. На данный момент статуса гимназий лишились 11 школ в связи с окончанием срока лицензий».

В теории эта инициатива должна была уменьшить, а затем и вовсе ликвидировать в стране «привилегированное образование» и тем сократить разрыв в качестве преподавания во всех школах страны. На практике же, по мнению ряда депутатов парламента страны, новый закон просто «обрушил» всё качество образовательных услуг.

Критике министр образования и её инициативы подвергались и ранее. Так, например, телеграм-канал «Салам Кыргызстан» пишет:

«Она (Кендирбаева) начала реформу, не удосужившись собрать экспертов по адаптации учебных программ. Говорила про Сингапур, а тут выясняется, что министр занята банальной протекцией учебной базы одной из частных школ Бишкека Marshall Cavendish. Можем только догадываться, какую сумму запросят владельцы этой школы за то, чтобы передать права на их образовательную программу государству. Чем не повод для «распила»?»

В школах КР по данным того же канала развивается «культ силы» и агрессии. Что приводит, в том числе, к инцидентам с летальным исходом учащихся. Последний такой случай – это смерть школьника после избиения в селе Манас Кара-Суйского района Ошской области.

Сейчас на учете инспекции по делам несовершеннолетних республики состоит свыше 3600 учащихся. Данных по ученикам на внутришкольном учёте – нет, но как указывают эксперты, таких еще больше. При этом в 2024 году в школах Кыргызстана учились почти 1,5 миллиона человек.

По некоторым версиям, проблема еще и в том, что в рамках образовательных «прогрессивных реформ» то ли по «сингапурскому», то ли просто по западному образцу, учителя колоссально загружаются бюрократической деятельностью. При этом отчетность напрямую привязана к получению денег. В итоге директорам, завучам и педагогам школ легче просто скрывать многие данные, чтобы получать хоть какие-то деньги на руки.

С другой стороны, школы Кыргызстана постепенно переходят на электронный документооборот. Правда, и здесь не без проблем. Многие электронные формы и программы постоянно «глючат», а то и в принципе не работают. Все это в совокупности отвлекает педагогов от непосредственной работы: обучения и воспитания детей.

Чтобы «разгрузить» учителей, Министерство образования выдвинуло идею перехода на двенадцатилетнее обучение. Но оказалось к собственному же предложению не готово.

Как сообщает канал «Салам Кыргызстан»:

«Недавно ведомство призналось, что его программа перехода на 12-летнее образование только усилит загруженность школ и это будет банальное «перешагивание» на класс выше».

То есть хотели, может быть, как лучше, но нанесли еще один удар по и без того не идеальной системе и создали еще один фактор понижения качества школьного обучения в стране.

Кстати, проблемы обнаружились не только в программной, но и в аппаратной части проекта «цифровизации» образования. Еще в ноябре прошлого года выяснилось, что ноутбуки, заказанные для нужд учебных заведений республики, мягко говоря, далеки от приемлемого рабочего состояния.

Проблема оказалась настолько острой, что на неё вынужден был обратить внимание президент Кыргызстана Садыр Жапаров, который в итоге объявил выговоры ряду профильных чиновников. В их числе оказалась и Догдуркул Кендирбаева.

В общем очень многие простые граждане, да и эксперты полагают, что система образования КР под управлением нынешнего министра буквально идет «вразнос». Одной из причин такой ситуации является то, что госпожа министр уж слишком пытается копировать западный опыт (без каких-то попыток адаптировать его к кыргызским реалиям) и, более того, подозревается в активном продвижении западных ценностей.

Еще 10 лет назад Кендирбаева была замечена в скандале со своей брошюрой о раннем сексуальном воспитании школьников. Позже, видимо, в рамках «культурного просвещения» и приобщения кыргызов к западным культурным ценностям, она же пригласила некую художницу из Дании, которая дефилировала без одежды «в качестве экспоната» по республиканскому музею изобразительных искусств.

Сейчас неравнодушные граждане подозревают, что после фактического закрытия USAID Дональдом Трампом особо «перспективные» кадры из «независимых» НКО, которые остались без денег, будут взяты в качестве «квалифицированных специалистов» в структуру Министерства образования. Ну или организаций-партнёров, чтобы продолжать разрабатывать «интересные образовательные программы».

К слову, степень компетентности и адекватности реалиям в своих образовательных инициативах продемонстрировала и сама Догдуркул Кендирбаева, когда в сентябре 2024 года предложила «завести грядки на территории школ, чтобы разнообразить рацион учащихся и приучать детей к физическому труду на ранних началах».

Люди тут же задались вопросом о том, как быть с тем, что агрокультуры в основном растут летом и ухаживать за ними нужно именно в этот сезон, то есть сезон школьных каникул? Ответа со стороны министра, естественно, не последовало. В итоге получается очень странная картина, когда «прогрессивный» министр образования, которая декларирует идеи всеобщей доступности этого самого образования, инновационность программ, «цифровой подход» и прочие «прорывные проекты», регулярно обнаруживает свою некомпетентность, неумение системно решать возникающие проблемы, а то и подозревается в откровенном лоббировании западных интересов и «уничтожении национальной образовательной системы».

Читайте также