Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан прибыл в Москву с официальным визитом. О том, какую реакцию это вызвало в ЕС, зачем Виктору Орбану эти переговоры и на что надеется Венгрия, выполняя посредническую функцию между Москвой и Киевом, читайте в материале «Государственных Новостей».
Делегация Венгрии в составе премьер-министра Виктора Орбана и главы МИД страны Петра Сийярто посетила Москву с целью проведения переговоров с российским президентом Владимиром Путиным по ситуации на Украине.
Ранее, 2 июля венгерские политики посетили Киев, где пытались договариваться с Владимиром Зеленским. Итоги этих переговоров, как минимум, в публичном пространстве выглядят неоднозначно.
Тем не менее, визит именно в Россию Орбана вызвал негативную реакцию в европейских политических кругах. Стоит напомнить, что с 1 июля Венгрия стала страной-председателем в Совете ЕС.
По этому поводу и в контексте визита в Россию венгерского руководителя, уходящий глава Евросовета Шарь Мишель заявил:
«Ротационное венгерское председательство в Совете ЕС не имеет мандата на контакты с Россией от лица Евросоюза».
Более того, в ряде европейских СМИ визит Виктора Орбана в Москву назвали «беспрецедентным оскорблением Евросоюза и Украины». По словам главы Еврокомиссии Эрика Мамера, ему не известно, чтобы Венгрия координировала вопрос визита главы своего государства с ЕК. Аналогично высказался и глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, подчеркнув, то «исключает любые официальные контакты ЕС с президентом России».
Что характерно, настолько бурной реакции по поводу визита в Киев, со стороны ЕС не было даже близко. Более того, на Украине это посещение восприняли в весьма радужных тонах. Причин тому две: Венгрия оставалась единственной страной, которая не посещала с официальными визитами Украину с начала СВО. К тому же, предыдущий визит Виктора Орбана на Украину имел место быть ещё в 2015 году.
Понятно, что визит главы государства-председателя Совета Евросоюза, да еще после столь долгого перерыва подается украинской пропагандой, как некое «свершение» и «признание на общеевропейском уровне».
Но здесь всё же есть определенные нюансы. Как неоднократно говорилось в СМИ и экспертном сообществе, Венгрия в своих воззрениях на ситуацию на Украине исходит из сугубо прагматических соображений. Если в контексте России эти соображения сосредоточены вокруг углеводородов, то главным вопросом на Украине для Будапешта являются права 150 тысяч закарпатских венгров. Которых Киев планомерно дискриминировал по ряду базовых прав.
Венгрия нашла достаточно изящный выход из ситуации, помимо, собственно, упрощенной процедуры предоставления этим людям своего гражданства. В регламент интеграции Украины в ЕС был внесен пункт о возвращении прав закарпатским венграм. Например, права обучения на родном языке.
Есть мнение, что нынешний визит Орбана в Киев во многом был посвящен вопросу того, как Украина выполняет именно этот пункт на пути к «евроинтеграции». Ну, и в плане, собственно, глобальной дипломатии, есть конспирологическая теория о том, что Виктор Орбан предлагал Зеленскому мирные инициативы, сформулированные окружением Дональда Трампа, как наиболее вероятного следующего президента США.
Что касается российской части этого турне, то заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Светлана Журова, отметила:
«Я думаю, что Орбан сделал все правильно. Он приехал к одному, услышал его мнение, приехал к другому. Надеюсь, это все будет озвучено на европейских площадках. Орбану надо переубеждать не Зеленского, а европейских и американских политиков. Визит Орбана — однозначно хороший сигнал».
В свою очередь венгерский премьер-министр так охарактеризовал цели своего визита и роль своей страны в дипломатическом процессе:
«Я хотел бы использовать эту возможность для того, чтобы обсудить с вами ряд важных вопросов. Хотел бы знать вашу позицию относительно важных для Европы вопросов. Стремительно уменьшается количество стран, которые могут поговорить и с одной, и с другой стороной конфликта. Скоро Венгрия станет единственной, видимо, страной в Европе, которая сможет говорить со всеми».
Понятно, что нынешняя встреча глав двух государств не станет каким-то стратегическим «прорывом». Это, к слову, понимает и сам венгерский премьер-министр. Ранее, в одном из интервью он подчеркнул, что
«Председательство Венгрии в Евросоюзе не дает мандата на переговоры по Украине, но страна может стимулировать стороны к началу пути, в конце которого будут переговоры».
Впрочем, думается, что непосредственно для российско-венгерских отношений этот визит Орбана имеет свою практическую ценность. В ходе диалога между Путиным и Орбаном, со стороны российского президента прозвучала фраза о том, что в последнее время торговый оборот между двумя странами упал на 35%. По этому поводу Путин заметил:
«В целом есть над чем работать, у нас солидные проекты осуществляются».
Что же касается условий мирного соглашения с Украиной, то, стоит напомнить, российская сторона озвучивала их и ранее, и они, в целом не поменялись. В себя они включают денацификацию и демилитаризацию, нейтральный и безъядерный статус Украины, а также уход украинских вооруженных формирований с территорий новых российских регионов.