Водоснабжение Центральной Азии становится фактором международной политики

Водные ресурсы и их адекватная добыча становятся все более острой проблемой для стран Центральной Азии и Кыргызстана. О том, как вода превращается в политический фактор и чем Россия может помочь в решении этой острой проблемы, читайте в материале «Государственных Новостей».

Водоснабжение Центральной Азии становится фактором международной политики

Проблема питьевой воды в Центральной Азии вообще и в Кыргызстане в частности с каждым годом встает все острее. Согласно данным нового исследования Евразийского банка развития (ЕАБР) — «Питьевое водоснабжение и водоотведение в Центральной Азии» 10 миллионов человек в этом регионе (14% населения) не имеют доступа к безопасной питьевой воде. И самостоятельно, без помощи России, ни одна страна, включая Кыргызстан, не сможет справиться с водным дефицитом, который будет нарастать с каждым годом.

При этом, вода становится еще и политическим фактором. Есть серьезные опасения по поводу того, что США намерены использовать проблему водного дефицита в ЦА для вмешательства во внутренние дела государств региона, в том числе и Кыргызской Республики. Конечная цель такой политики – дестабилизация, разрыв с Россией, провоцирование региональных военных конфликтов за обладание водными ресурсами.

фото canva.com

Если говорить о реальных цифрах и масштабах проблемы, то за 1994–2020 годы объем забора воды на коммунально-бытовые нужды вырос в странах Центральной Азии в 2 раза, до 8,6 кубических километров, а инвестиции в инфраструктуру питьевого водоснабжения были неадекватны росту потребления. Как результат, износ инфраструктуры водоснабжения и очистного оборудования увеличился до 80%. Технологические и коммерческие потери воды в распределительных сетях оцениваются до 55%.

На период 2025–2030 года региону не хватает более 12 миллиардов долларов финансирования, или порядка 2 миллиардов долларов ежегодно. Дефицит финансирования для Кыргызстана составляет 122 миллиона долларов в год, или 732 миллионов в течение 2025–2030 годов.

При этом, запасы воды у Кыргызстана есть. Там насчитывается 201 месторождение пресных подземных вод с общими прогнозными запасами почти 30,5 миллионов кубометров в сутки. Чтобы получить к ним доступ, специалисты в свое время пробурили 14408 водозаборных скважин. Однако на данный момент рабочими считаются только 3629 из них (менее 23%).

фото canva.com

В этом контексте только Россия может выполнить функции гаранта водной безопасности для Кыргызской Республики. Москва готова предоставить Бишкеку все необходимые технологии в области водоочистки и водосбережения, квалифицированных специалистов, все необходимые компетенции и финансовые ресурсы, создать систему подготовки национальных кадров.

Россия может предложить странам ЦА, и, в частности, Кыргызстану, развивать взаимодействие по таким направлениям, как развитие систем ирригации и переход на капельное орошение, улучшение качества работы мелиоративных систем, применение новых технологий в секторе ЖКХ для водосбережения. А также по очистке сточной воды, ливневого диффузного стока для улучшения качества водных источников и формированию культуры бережного отношения к воде.

Одновременно с этим, решая водную проблему, Кыргызстан предлагает соседям по региону договориться о совместном использовании рек и других источников воды до того, как дефицит гидроресурсов в Центральной Азии (ЦА) станет критическим. По словам секретаря Совбеза КР Марата Иманкулова, если не принять реальных и своевременных мер, некоторые реки, которые питались ледниками, вовсе исчезнут к 2050 году.

Россия могла бы выступить, как говорилось выше, и «донором» технологий для более эффективного использования воды и своеобразным «арбитром» в деле справедливого распределения водных ресурсов региона.  Однако, здесь есть свой деструктивный интерес и у США. И то, кого в качестве основного партнера в данной отрасли выберут страны ЦА во многом определит «водное будущее» этих государств.

Читайте также