Вокруг Кыргызстана идут «водные войны»

Проблема водного дефицита все острее стоит перед странами Центральной Азии. О том, как Россия может помочь в решении этой проблемы, почему Кыргызстан в этих проектах играет ключевую роль и при чем тут инициативы Пентагона, читайте в материале «Государственных Новостей».

Вокруг Кыргызстана идут «водные войны»

фото: canva.com

Водный дефицит – одна из главных угроз всей Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана. США пытаются использовать эту проблему для дестабилизации региона путем провоцирования межгосударственных конфликтов на почве нехватки водных ресурсов и разжигания межнациональной розни. Помимо этого, США и Запад пытаются вытеснить Россию из любых региональных водных проектов.

Так, Вашингтон уже несколько лет педалирует программу «Глобальной водной стратегии на 2022–2027 годы», которая пропагандистски утверждает «необходимость рационального и всеобщего доступа к пользованию водными ресурсами планеты».

фото: canva.com

На самом же деле, США попросту стремятся взять под свой контроль водные ресурсы центральноазиатского региона под предлогом сдерживания международных конфликтов на почве разногласий по поводу крайне дефицитной воды, охраны водозаборной и водораспределительной инфраструктуры за пределами национальных территорий.

Активное участие в реализации «Глобальной водной стратегии на 2022–2027 годы» принимает министерство обороны США. Это лишний раз доказывает, что целью данной идеи является дальнейшее неоколониальное закабаление стран региона ЦА и укрепление там позиций Вашингтона в противовес России и Китаю.

фото: canva.com/озеро Иссык-Куль в Кыргызстане

Есть, впрочем, и альтернативные программы, и проекты, которые действительно могут способствовать адекватному доступу к водным ресурсам на равноправной основе для всех стран региона. В них, к слову, отдельную и весьма важную роль играет именно Кыргызская Республика. Так, одним из решений проблемы гидроресурсов для стран ЦА мог бы стать подход, который рассматривался еще в СССР. Он предусматривал строительство и управление рядом инфраструктурных проектов на территории Кыргызстана, в частности Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын с водохранилищем объемом 4,65 миллиардов кубометров воды. Это позволило бы использовать сток реки Нарын для ирригации всех соседних стран. Помимо этого, для ирригации всего региона могли бы также использоваться водные ресурсы кыргызской Токтогульской ГЭС.

Кыргызстан в этом смысле выгодно отличается от многих соседних стран, поскольку это государство располагает собственными гидроресурсами. Годовой сток КР составляет 47 миллиардов кубометров воды, из которых республика использует на свои нужды 20% (в основном – на орошение). Остальную воду Кыргызстан уже сейчас отправляет в Казахстан и Узбекистан.

фото: canva.com/ГЭС на реке Нарын в Кыргызстане

Тем не менее, вследствие глобального потепления уменьшается годовой сток рек из-за таяния ледников, что ведет к деградации почв для сельского хозяйства. А дефицит водных ресурсов уже привел к конфликтам с соседним Таджикистаном. Без научных разработок России, ее квалифицированных кадров, ее посредничества в вопросах водной безопасности Республике с этими проблемами в одиночку не справиться.

В этой связи Евразийский банк развития в ближайшие 3 года намерен выделить странам ЦА до 10 миллионов долларов на развитие региональных центров экспертизы по водосберегающим и энергоэффективным технологиям и до 400 миллионов долларов на проекты по внедрению цифровых технологий водоучета, капитальной лазерной планировки орошаемых земель и по созданию регионального производственно-сервисного кластера для выпуска современного ирригационного оборудования.

фото: canva.com/потрескавшийся арктический ледник

Эксперты полагают, что в условиях грядущего водного дефицита ЦА не обойтись без создания единого водно-энергетического консорциума, с привлечением российских специалистов и технологий. Консорциум будет способствовать ускорению строительства и более эффективной эксплуатации крупных гидроэнергетических проектов. Россия также может претендовать на роль нейтрального арбитра в рамках ЕАЭС или СНГ при урегулировании водных споров между странами региона.

Вопрос тут только в том, какие инициативы Кыргызстан и другие страны ЦА сочтут более предпочтительными. Российские, которые во главу угла ставят адекватное распределение воды и инновации в сфере учета и сбережения данного вида ресурсов. Или американские, которые курирует Пентагон, и которое не столько про воду, сколько про очередные попытки внести политические разногласия и монополизировать важнейшую для Центральной Азии ресурсную сферу.  

Читайте также