Встреча лидеров стран Центральной Азии, прошедшая в начале августа в Астане, выявила очевидное – без России регион не сможет претендовать на увеличение своей значимости в глобальной политике и экономике. О том, какие проблемы обсуждались на этой встрече, и почему их решение без непосредственного сотрудничества с Москвой странам региона практически невозможно решить самостоятельно, читайте в материале «Государственных Новостей».
Фото: пресс-служба посольства России в Киргизии
В начале августа в столице Казахстана, Астане, прошла VI Консультативная встреча лидеров стран Центральной Азии в расширенном формате. Помимо президентов Казахстана, Кыргызской Республики, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении в ней приняли участие президент Азербайджана и глава Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для стран Центральной Азии. Характерно, что рабочим языком Консультативной встречи был русский.
На мероприятии был поднят ряд ключевых для всего центральноазиатского региона вопросов. Например, о «координации усилий в области оборонной политики и безопасности» или важнейший «водный вопрос». При этом, общим нарративом встречи было «намерение углублять региональную экономическую кооперацию и в целом повышать уровень субъектности региона как единого игрока на геополитическом пространстве».
Однако, данный саммит выявил и ряд проблем, которые в нынешней геополитической конъюнктуре принципиально нерешаемы для стран региона без теснейшего взаимодействия с Россией.
Например, обсуждение коллективной безопасности стран ЦА со стороны независимых экспертов уже давно вызывает изрядный скепсис. По общему мнению, у стран региона разные представления о том, кто может представлять для них угрозу. У каждого государства существует свой список потенциальных противников. В силу этой и еще ряда вполне материальных причин, например, развития ВПК стран региона, идея оборонного союза ЦА без участия России, практически нежизнеспособна
И в этом контексте только сотрудничество в рамках ОДКБ при поддержке и военной помощи со стороны Москвы позволяет противостоять большинству внешних угроз.
Это вполне логично, поскольку Россия точно так же является частью центральноазиатского пространства и без ее участия реализовать большинство из прозвучавших в Астане инициатив крайне затруднительно, а главное не выгодно самим странам ЦА.
Что касается вопроса дефицита воды, то здесь имеется схожая проблема. Президент КР Садыр Жапаров обратил внимание своих коллег на ряд имеющихся проблем в решении водного вопроса. По его словам, страны ЦА должны выработать экономический механизм водно-энергетического сотрудничества, который позволит учитывать энергетическую, экономическую, экологическую и социальную ценность воды, а также соответствующие интересы стран региона.
Но нюанс в том, что решение водных проблем Центральной Азии, и, в том числе Кыргызстана, у которого есть существенные запасы воды, невозможно без участия России. Хотя на Консультативной встрече и обсуждалась идея Водного консорциума, он будет нежизнеспособен без российских специалистов и технологий водосбережения. Проще говоря, без России нереально реализовать крупные гидроэнергетические проекты в регионе. Помимо этого, ввиду несовпадения интересов стран ЦА в этой области только Москва может стать нейтральным арбитром в рамках ЕАЭС и СНГ при урегулировании водных споров.
Экономическое развитие – еще один фактор усиления стран региона. Но и здесь существенной является роль РФ и тех объединений в которых Россия принимает самое активное участие. Например, за время членства Кыргызстана в ЕАЭС (с 2015 года) объем производства в Республике вырос в 3 раза, экспорт кыргызских товаров за рубеж – в 2 раза, ВВП на душу населения – в 2 раза, средняя зарплата – в 2 раза. Из стран ЕАЭС, прежде всего из России, в КР поступило 22 миллиарда долларов инвестиций.
Вопрос энергетической безопасности ЦА в целом, тоже невозможно адекватно решить без взаимодействия с Москвой. Только надежные и стабильные поставки нефти, газа и электроэнергии по доступным ценам из России способны обеспечить энергоносителями экономику и население региона.
Не стоит забывать и про попытки внешнего давления на Центральную Азию со стороны коллективного Запада. Важно, однако, понимать, что любые действия, провоцируемые Западом, для ослабления роли России в центральноазиатском регионе обернутся прежде всего против самих стран ЦА. Поскольку Запад заинтересован не в развитии региона, а в его отрыве от России и превращении в свою ресурсную базу. Поэтому странам ЦА следует, в первую очередь, укреплять взаимодействие с официальной Москвой в уже существующих форматах, включая ЕАЭС и ОДКБ.
Собственно, важность российского фактора в адекватном взаимодействии стран Центральной Азии продемонстрировала и сама встреча, рабочим языком которой, стоит напомнить, был именно русский. В этой связи важно понимать, что Россия и страны региона в течение столетий развивались в рамках единого культурно-языкового пространства. Очевидно, что благодаря именно русскому языку возможны расширение экономического партнерства, увеличение качественных макроэкономических характеристик, рост товарооборота и многое другое.
Здравые интеграционные инициативы и проекты по увеличению роли региона в глобальной экономике и политике – это, конечно, очень хорошо. Просто не следует забывать об одном из важнейших факторов, которые и могут обеспечить эти процессы. Фактор этот – Россия.