Среди стран коллективного Запада, одной из тех, кто максимально активно действует на территории Кыргызстана, является Великобритания. О том, как именно Лондон предпринимает многолетние усилия для расшатывания кыргызской государственности и разрыва связей Бишкека и Москвы – читайте в материале «Государственных Новостей».
Фото: canva.com
Комитет иностранных дел британской Палаты Общин подготовил специальный доклад о ситуации в странах Центральной Азии. В докладе имеются и практические рекомендации, как Лондону «работать» в регионе. Эти директивы будут озвучены на ежегодном саммите ЦА5+1, который состоится в 2024 году. Что характерно, эта встреча обычно проводится в Вашингтоне и «солируют» там именно Штаты. Однако, кажется, в этот раз и Британия решила внести свою лепту в попытки контроля таких государств, как Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Кыргызская Республика.
Что характерно, Бишкек, если посмотреть на реальные цифры, никогда не был для Лондона сколько-нибудь значимым экономическим партнером. По собственным подсчетам авторов парламентского доклада, товарооборот двух стран составил в 2022 году 35,4 миллиона долларов, а показатели прямых инвестиций в киргизскую экономику держатся на нулевой отметке. При инвестициях России в экономику КР миллиардов долларов.
Одновременно с этим, Британия наращивает финансирование подконтрольных ей СМИ и НКО в Кыргызстане. С момента открытия посольства в Бишкеке в 2022 году, по словам поверенного в делах Энн Херриган, Лондон выделил «более 122 миллионов долларов двусторонней помощи и 80 миллионов долларов через многосторонние платформы».
Среди проектов британского посольства — свобода СМИ, гендерное равенство, мониторинг выборов, соблюдение прав человека и тому подобные программы, направленные на расшатывание гражданского общества и продвижение западных ценностей.
Помимо этого, финансирование со стороны английского парламента идет и на формирование кыргызских общественных и политических элит. Британские власти финансируют в Киргизии проекты по поддержке парламентаризма по линии деятельности Жогорку Кенеша (парламента Республики) — многочисленные встречи и «тренинги» для местных депутатов, общественников и журналистов.
Понятным образом, подавляющее большинство представителей власти Республики понимают опасность такого сближение с коллективным Западном. Тем более, что параллельно во семи этими программами и средствами, которые Лондон позиционирует, как этакий «пряник», имеет место быть и свой «кнут». Так, уже многие годы Международная журналистская антироссийская организация Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) специализируется на подготовке заказных журналистских псевдо-расследований в интересах Великобритании. Одним из объектов таких «расследований» являются власти Кыргызской Республики. Подготовленные организацией материалы традиционно публикуют такие британские издания, как Guardian, Financial Times, BBC и Time.
В политических целях Лондон использует и фактор трудовой миграции. В начале 2023 года Лондон подписал соглашение с Бишкеком о расширении квоты на трудоустройство мигрантов с 1500 до 2000 человек. Для сравнения – в России по разным данным работают сегодня почти 1 миллион граждан Кыргызстана.
Однако, это расширение квот Лондоном, кажется, не столько про непосредственно трудовую миграцию, сколько снова про далеко идущие политические цели. Дело в том, что одним из приоритетов «мягкой силы» в Кыргызской Республике Британия считает распространение западных ценностей среди молодежи. Среди них особое внимание будет уделено распространению английского языка, превращению его во второй после национального, язык общения, вытеснению русского языка из общественного и культурного пространства как всех стран региона, так и Кыргызстана в частности.
Все эти инициативы довольно четко складываются в общую цель: разрыв отношений Бишкека и Москвы, прекращение взаимовыгодного экономического сотрудничества двух стран. Под предлогом соблюдения западного санкционного режима Лондон рассчитывает подорвать взаимную торговлю КР и РФ. Это, в свою очередь, может очень серьезно ударить по национальному благосостоянию кыргызов. Ну а падение благосостояния достаточно легко конвертируется уже в политическое недовольство. Стоит напомнить, что «цветные революции» в истории Кыргызской Республики были. И ничего хорошего этой стране не принесли.
В этом смысле, стоит понимать, что стратегический союз с Россией – необходимое условие для сохранения Кыргызстаном своей государственности и национального суверенитета. Только с помощью России Киргизия сможет обеспечить свое экономическое процветание и рост благосостояния населения.
Уже сейчас это выражается во вполне конкретных цифрах: взаимная торговля с Россией в период с 2022 года составила 3,4 миллиарда долларов, а объем накопленных прямых инвестиций из России — 2 миллиарда. Это, не говоря о тысячах успешных совместных коммерческих и государственных экономических проектов в ключевых, как для Москвы, так и для Бишкека сферах. В числе которых образование, наукоемкая промышленность, энергетика, продовольственная безопасность и многое другое.
Вполне понятно, что Британии, как и коллективному Западу в целом, Кыргызстан в качестве сильного и самостоятельного партнера России в Центральной Азии не нужен от слова «совсем». А потому и работают многочисленные программы «мягкой силы», направленные на дестабилизацию страны. И здесь, конечно, главный вопрос в том, насколько активно будет противодействовать такому влиянию официальный Бишкек.