Что стоит за китайскими предложениями о мирных переговорах по Украине

«Формулы мира» по Украине вновь всплыли в актуальной политической повестке. Сергей Лавров в своем сегодняшнем интервью рассказал о том, что в отличие от украинской «безумной» концепции, китайские предложения видятся куда более реалистичными. О том, почему тема переговоров вновь стала актуальна и какие процессы за этим могут стоять, читайте в материале «Государственных Новостей».

Что стоит за китайскими предложениями о мирных переговорах по Украине

скриншот с видео YouTube

Тема мирных переговоров и планов по урегулированию конфликта на Украине так или иначе поднимается все годы с самого начала СВО. При этом, кто только свои «формулы мира» не предлагал.

Характерно в этой связи что в одном из недавних интервью глава МИД РФ, Сергей Лавров, в позитивном ключе выделил комплекс мер, предложенный Китаем, противопоставив его «безумной формуле мира» Зеленского.

По словам российского министра иностранных дел:

«В отличие от совершенно безумной, с точки зрения дипломатических перспектив, «формулы Зеленского», китайский план опирался на анализ причин происходящего и учитывал необходимость эти первопричины кризиса устранить».

Однако перед тем, как говорить про предложения Китая и что может означать нынешнее заявление Сергея Лаврова, стоит кратко вспомнить отношение России и Украины к миротворческому процессу.

скриншот с видео YouTube

Российская сторона, стоит напомнить, совершенно не против мирных переговоров и на уровне первых лиц государства неоднократно заявляла, что к ним открыта. Нюанс только в том, что Украина к переговорному процессу подходит как-то очень странно.

В Стамбуле договорённости о прекращении конфликта, уже подписанные, были сорваны. Что по мнению военных аналитиков и привело к нынешней ситуации затяжного, позиционного конфликта с планомерным перемалыванием в фарш украинцев на линии боевого соприкосновения.

Затем Владимир Зеленский вообще издал указ о запрете переговоров с Россией. Кстати, пункты этого указ тоже весьма показательны. Потому, что помимо «констатации невозможности переговоров с Россией», там еще есть и такая директива:

«В условиях эскалации со стороны Российской Федерации Кабинету Министров Украины обеспечить усиление обороноспособности Украины путем увеличения поставок военно-технической помощи Украине».

Иными словами, это документ не только о запрете мира, но и про активное продолжение и углубление войны.

А далее в публичном поле возникла «формула мира» Зеленского, которая и правда выглядит очень странно. И, в целом, мнение некоторых наших дипломатов о том, что составляли её люди в измененном состоянии сознания, не то, чтобы совсем уж беспочвенно.

В этой концепции имеется 10 пунктов. Среди которых фигурируют совсем уж абстрактные, типа «противодействие экоциду» или «возвращение справедливости». То есть, они реально так и прописаны, короткими, отрывистыми словосочетаниями без пояснений того, о какой справедливости, например, идет речь. И куда её Зеленский собирается «возвращать». Равно так же каких-то внятных пояснений нет и о проблеме экоцида.

Однако, помимо этих абстрактных воззваний, есть и более конкретные. Например, «Выведение русских войск и прекращение боевых действий» и «Выполнение Устава ООН и восстановление территориальной целостности и мирового порядка».

Ну, то есть, Зеленский в ультимативной форме требует от России и мирового сообщества в буквальном смысле «фарш провернуть назад». А России отказаться от всех освобождённых территорий, включая Крым.

Даже не с политической, а с чисто гуманитарной точки зрения, такие кульбиты глава МИД России оценил вполне однозначно: «это «приглашение» к геноциду».

Однако, помимо Украины, в мире есть полноценные и адекватные государства. Например, Китай. У которого тоже есть свое видение того, как дипломатическим путем можно разрешить нынешний вооруженный конфликт.

План Китая появился на сайте МИД этой страны еще 24 февраля прошлого года. Состоит он из 12 пунктов. И некоторые из них действительно крайне привлекательны, как для нашей страны, так, в целом, и для системы мировой безопасности.

Есть там, например, такой, очевидный в общем-то пункт:

«отказ от менталитета холодной войны и соблюдение принципа, что «безопасность одной страны не должна обеспечиваться за счет других».

Нарушение этого принципа уже много лет демонстрирует коллективный Запад вообще и НАТО в частности. Отчасти такая политика и стала одной из причин нынешнего конфликта. Еще в китайской инициативе есть следующие тезисы:

« — прекращение односторонних санкций, которые не решают текущие проблемы, а создают новые;
поддержка стабильности производственных цепочек и цепочек поставок, отказ от использования мировой экономики в политических целях».

Эти пункты, к слову, относятся не только к России, но и к тому же Китаю, Ирану и еще массе стран, которые сейчас находится под западными санкциями. Да, и уж если совсем честно, то и Запад от своих же санкций несет огромные потери. Поэтому к нему это все имеет непосредственное отношение.

Непосредственно о мирных переговорах Китай высказывается следующим образом:

«возобновление мирных переговоров как единственного жизнеспособного решения конфликта».

То есть, Пекин не говорит о том, чем эти переговоры должны закончиться. Должна ли Россия «уйти» со своих новых территорий, или Украина закончиться, как факт реальности. Речь идет именно о ценности переговорного процесса, как такового.

Скриншот: видео выступления Путина

Понятно, что сейчас Москва крайне настороженно относится к мирным инициативам, исходящим извне. Потому, что был печальный опыт Стамбула. Президент России, Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что «переговоры — это не пауза для перевооружения Киева, а серьезный разговор с гарантиями безопасности России».

Сама же тема мирного урегулирования поднялась вновь в связи с тем, что МИД КНР сделал заявление о готовности выполнять посреднические функции на мирной конференции по Украине в Швейцарии, которая должна пройти летом этого года. К слову, изначально эта мирная конференция планировалась без России. Однако, 19 марта 2024 года официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь заявил:

«Китай поддерживает проведение в надлежащее время международной мирной конференции, которая будет признана как Россией, так и Украиной и будет обеспечивать равное участие всех сторон и справедливое обсуждение всех мирных планов».

Подчеркнув, при этом, что если Россия не будет на этом мероприятии представлена, то и Пекин эти переговоры бойкотирует.

Здесь, конечно, многие зададутся вопросом, а останется ли вообще к лету такой объект политики, как Украина? Но мы не военные и прогнозировать в этом аспекте ничего не можем.

С политической же точки зрения, сейчас и Москва, и Пекин демонстрируют готовность договариваться. А вот Запад снова такой готовности не демонстрирует. Иными словами, вся эта публичная дискуссия о мирных форматах, может быть и не про переговоры, как таковые, а про куда более глобальные политические процессы и демонстрацию того, кто тут действительно за прекращение конфликта, а кто за его перманентную «накачку». И сейчас, к слову, ответ именно за коллективным Западном. Ну, и за Украиной, где, стоит напомнить, указ Зеленского о «бессмысленности переговоров» с Россией никто не отменял.

Читайте также