Представители власти Казахстана высказались против западных санкций в отношении России. О том, как Астана проводит свою экономическую политику с Москвой, почему Казахской Республике так важен мурманский порт Лавна и как формируется единая транспортная и торговая сеть в Евразии, читайте в материале «Государственных Новостей».
фото canva.com
Вице-премьер и министр торговли и интеграции Казахстана Серик Жумангарин дал интервью изданию Bloomberg, в котором, в числе прочего, заявил, что его страна
«Не будет слепо следовать санкциям…Мы не допустим, чтобы нашим производителям запретили торговлю… При отсутствии ограничений прибыль оставалась бы в Казахстане. Вместо этого теперь она достается тем, против кого вы ввели санкции».
К слову, еще в начале июня у Жумангарина была несколько иная позиция по западным санкциям, тогда он подчеркивал:
«Мы не являемся участником коалиции, не поддерживаем эту санкционную политику односторонне, но мы будем её соблюдать, потому что нам это выгодно с экономической точки зрения».
Но оказалось, что на самом деле не выгодно. И дальше будет все более невыгодно, о чем подробнее речь пойдет чуть ниже. Пока же кратко упомянем те санкции, которые в той или иной форме поддержала официальная Астана. Во-первых, это запрет на экспорт 106 наименований товаров «двойного назначения». Во-вторых, массовый отказ банков этой страны работать с картами «Мир», хотя ЦБ Казахстана и оставил это «на усмотрение банков». В-третьих, это фактическая транзитная блокада для караванов грузовиков, идущих как из России в Центральную Азию, так и из ЦА в Россию.
При этом, Астана несмотря на все это пытается встроиться в глобальные экономические и логистические процессы, связанные непосредственно с Россией. В начале августа делегация, состоящая из высокопоставленных чиновников и бизнесменов республики, прибыла в Мурманск, где осмотрела порт Лавна и выразила заинтересованность в работе с этим морским транспортным узлом.
Лавна в свою очередь, это очень интересный порт, который интегрируется в громадную транспортную сеть, которая охватывает как Россию, так и практически всю Азию. Понятно, что этот мурманский порт в первую очередь часть Северного морского пути. Но не только.
Еще в феврале прошлого года глава РЖД Олег Белозеров говорил о том, что
«Порт Лавна войдет в состав Международного транспортного коридора Север-Юг, как важнейший центр перевалки нефтяных грузов, угля и минеральных удобрений».
Коридор «Север-Юг» — это путь между Петербургом и Бомбеем, с очень возможным продлением далее на север, как раз для смыкания его с СМП. То есть, Центральная Азия вместе с Казахстаном несколько восточнее этого проекта. И для того, чтобы соединить с ЦА уже с магистралью «Север-Юг» Россия сейчас продвигает идею «Южного транспортного коридора». Который, во-первых, может быть соединен уже с китайским глобальным логистическим проектом «Один пояс – один путь», а во-вторых, после вышеозначенных «экономических маневров» Казахстана, пойдет в обход этой страны.
Хотя изначально планировалась, что как раз именно Казахстан в силу своей территории и расположения может стать практически идеальным транспортным узлом в Центральной Азии и «торговыми воротами» из Китая в Азию и Россию.
Южный коридор, при этом, пока в процессе строительства и его прокладка еще может расшириться и даже несколько измениться, хотя тот же Кыргызстан, через который проходит этот путь, в обход Казахстана, от своих выгод явно не откажется.
Но, есть мнение, в Астане начали понимать, какие выгоды уходят от страны, которая старается лавировать между партнёрством с Россией и западными санкциями. Потому, собственно, и была направлена делегация в Мурманск. Благо, в портах этого региона есть кыргызские терминалы и там с транзитом грузов проблем нет. Казахстан просто очень хочет встроится в данную глобальную транспортную сеть. Хотя бы с такого, казалось бы, неожиданного, северного направления.
Отсюда же и резкая смена риторики тамошнего министра торговли и интеграции. Потому, что тут на кону не только российский, но и практически бездонный китайский рынок и транзит.
К слову, отсечение от российских транспортных коридоров может создать для Казахстана, наряду с экономическими, и весьма нетривиальные политические проблемы. Со стороны все того же Китая.
Еще в 2020 году в ряде китайских СМИ внезапно заговорили о том, что Казахстан прямо спит и видит, как «влиться в дружную китайскую семью», то есть буквально стать частью КНР. Был очень громкий дипломатический скандал, с официальной нотой из Астаны, направленной в МИД Китая. Но ложечки-то, конечно, нашлись, а вот осадочек все равно остался.
В случае потери Астаной сильных экономических позиций, Пекин просто планомерно начнет разворачивать свою «мягкую силу» в отношении Казахстана. И Астане некуда будет деваться от этого мягкого, но вполне однозначного влияния.
И это, в общем-то очень показательный момент, который наглядно демонстрирует, что может произойти с практически любым государством, которое пытается играть с Россией в «хитрые многовекторные стратегии». Выбор-то на самом деле очень простой: либо многополярный мир и сотрудничество с Россией, либо зависимость, граничащая с вассалитетом, от того или иного центра силы.