Позиции африканского экзархата РПЦ в Африке усиливаются и всё больше клириков Александрийской православной церкви переходят в юрисдикцию Московской патриархии. О том, чем вызваны эти процессы и почему присутствие РПЦ необходимо православным африканцам, читайте в материале портала «Государственные новости».
Фото: canva.com
Продолжается расширение экзархата Русской Православной Церкви в Африке. Так, председатель миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов 18 февраля в своем Telegram-канале написал, что еще 10 африканских священников перешло из Александрийской церкви в РПЦ со времени вступления в должность экзарха Африки епископа Зарайского Константина.
Африканский Экзархат РПЦ — структура относительно новая. Появилась она 29 декабря 2021 года в ответ на признание александрийский патриархом Феодором II украинских раскольников из так называемой «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Подробнее о начале этой истории ранее писал портал «Сенсаций.Нет».
Если же говорить максимально кратко, в официальном заявлении Синода РПЦ подчеркивалось следующее:
В общем Русская православная церковь отказалась от молитвенного общения только с александрийским патриархом, епископатом и клириками, которые признали ПЦУ, но никак не со всей полнотой этой Церкви.
Однако процесс, что называется, пошел. Уже в двадцатых числах февраля 2023 года тогдашний экзарх Африки, митрополит Клинский Леонид (Горбачев) говорил, что под юрисдикцию РПЦ перешло 160-170 священников Александрийской Церкви. На момент 17 февраля 2024 года речь идет уже о 217-ти клириках, перешедших от греков под омофор РПЦ.
Иерей Георгий Максимов обращал внимание, что процесс исхода африканских клириков из греческой церкви не только не прекратился, но даже не замедлился.
Насчет «похорон» — это не пустые слова, поскольку патриарх Феодор II и его епископат впали в некоторую истерику от таких нововведений на своей канонической территории. И не придумали ничего лучше, как 22 ноября 2022 года «извергнуть из сана» тогдашнего экзарха африканского, митрополита Леонида.
Понятно, что решение это не имело никакой канонической силы. Даже в том случае, если бы РПЦ не разорвала отношений с патриархом Феодором, в православной церкви, кто епископа рукоположил, тот и имеет право накладывать на него различные канонические прещения. А митрополит Леонид явно вне юрисдикции и иерархии Александрийской поместной церкви.
Собственно, эти моменты африканскому экзарху потом пришлось пояснять в ряде интервью, отвечая на вопрос о том, каковы будут для него последствия подобных выпадов Александрийского патриархата.
Отчет был следующим:
11 октября 2023 года решением Священного синода Русской православной церкви исполняющим обязанности экзарха был назначен епископ Зарайский Константин (Островский). И Александрийская церковь снова прореагировала самым бурным образом. На заседании Священного синода АПЦ 16 февраля 2024 года был «извергнут из сана» и епископ Константин. При этом с «зубодробительной» формулировкой, которую наши СМИ передают очень мягко. У нас она цитируется следующим образом:
А вот в оригинале текст куда более «термоядерный». Там, помимо прочего, фигурируют «этнотрайбализм» и «новые экклезиологические и политические «теории» о распределении «русского мира» по миру по национальному признаку».
Начать здесь стоит с самого простого и самого, наверное, обидного для Александрийского патриархата. С «подкупа духовенства за деньги». Дело, конечно, не в подкупе, а в вопиющей бедности и неустроенности африканского духовенства. Хотя АПЦ идут постоянные финансовые транши и из ЕС, и из Вашингтона, и из Константинопольской патриархии. Однако вот как в свое время охарактеризовал состояние тамошних церковных дел первый экзарх Африки, митрополит Леонид:
«Насчет Африки, которую с недавних пор курирую, могу сказать, что за десятилетия тут накопилось очень много негатива — и расизм греческих епископов по отношению к своим клирикам из местного населения, и элементарное отсутствие заботы о прихожанах. Я понимаю, что 1,3 миллиарда людей сложно обеспечить заботой. Только если мы говорим о каких-то временны́х рамках, то это сложно сделать за пять, за десять лет, но за сто лет что-то можно было сделать! Чтобы не будки ставились в качестве храмов, а создавались какие-то подобия дома Божия.
Многие вещи, с которыми мы сталкиваемся там — социальные, гуманитарные, образовательные программы — мало того, что их нет, так александрийцы еще усугубляют ситуацию, лишая крова, выгоняя из домов священнослужителей, которые к нам перешли, выгоняя детей из школы, лишая их образования, где-то на приходах перекрывают воду. Я много чего видел в своей жизни и пережил не одну войну, но, чтобы в отсутствие военных действий происходил такой, мне не хочется употреблять слово «геноцид», такое унижение коренного населения, я не припомню».
Судя по тому, что поток клириков АПЦ, переходящих в Русскую православную церковь не ослабевает, в Александрийском патриархате за это время мало что изменилось. И потому патриарху Феодору, конечно, обидно и в таком переходе он видит не что иное, как «подкуп». Хотя, наверное, мог бы посмотреть, как у него священники живут на канонической территории и мог бы с этим что-то сделать.
Тезисы про «этнотрайбализм» и «этнофилетизм» в данном контексте вообще попахивают откровенной шизофренией. Поскольку эти «страшные непонятные слова» означают «церковный национализм». Типа, если ты русский, то ты православный, если ты православный, то ты обязательно русский. Чего в истории РПЦ никогда в принципе не было. А уж применительно к Африке говорить о чем-то подобном вообще откровенно смешно.
Ну, и про «опасные теории русского мира», думается, вообще комментарии излишни. От них, простите, за версту несёт нынешней Украиной. И это в данном случае очень символично. Судя по всему, патриарх Феодор так долго вглядывался в эту самую Украину, что она в ответ взглянула на него.