Африка будет православной: о развитии экзархата РПЦ на территории Черного Континента

Позиции африканского экзархата РПЦ в Африке усиливаются и всё больше клириков Александрийской православной церкви переходят в юрисдикцию Московской патриархии. О том, чем вызваны эти процессы и почему присутствие РПЦ необходимо православным африканцам, читайте в материале портала «Государственные новости». 

Африка будет православной: о развитии экзархата РПЦ на территории Черного Континента

Фото: canva.com

Продолжается расширение экзархата Русской Православной Церкви в Африке. Так, председатель миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки иерей Георгий Максимов 18 февраля в своем Telegram-канале написал, что еще 10 африканских священников перешло из Александрийской церкви в РПЦ со времени вступления в должность экзарха Африки епископа Зарайского Константина.

«Из них четыре из Кении, два из Руанды, один из Танзании, один из Демократической республики Конго, один из Уганды и еще один из Мадагаскара. Подали прошения о переходе гораздо большее количество отцов, некоторые еще ждут рассмотрения. Берем не всех подряд — в процессе изучения дел по некоторым прошениям было принято отрицательное решение. В тех случаях, когда имелись ситуации, канонически несовместимые с саном. Среди перешедших есть как белое духовенство, так и монашествующие», — отметил он.

Африканский Экзархат РПЦ — структура относительно новая. Появилась она 29 декабря 2021 года в ответ на признание александрийский патриархом Феодором II украинских раскольников из так называемой «Православной церкви Украины» (ПЦУ). Подробнее о начале этой истории ранее писал портал «Сенсаций.Нет».

Если же говорить максимально кратко, в официальном заявлении Синода РПЦ подчеркивалось следующее:

«Такое непростое решение… никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине»

В общем Русская православная церковь отказалась от молитвенного общения только с александрийским патриархом, епископатом и клириками, которые признали ПЦУ, но никак не со всей полнотой этой Церкви.

Однако процесс, что называется, пошел. Уже в двадцатых числах февраля 2023 года тогдашний экзарх Африки, митрополит Клинский Леонид (Горбачев) говорил, что под юрисдикцию РПЦ перешло 160-170 священников Александрийской Церкви. На момент 17 февраля 2024 года речь идет уже о 217-ти клириках, перешедших от греков под омофор РПЦ.

Фото: canva.com

Иерей Георгий Максимов обращал внимание, что процесс исхода африканских клириков из греческой церкви не только не прекратился, но даже не замедлился.

«И, хотя в интернете «доброжелатели» нас регулярно «хоронят», на земле мы продолжаем все то, что делали с самого начала образования экзархата», — говорил он.

Насчет «похорон» — это не пустые слова, поскольку патриарх Феодор II и его епископат впали в некоторую истерику от таких нововведений на своей канонической территории. И не придумали ничего лучше, как 22 ноября 2022 года «извергнуть из сана» тогдашнего экзарха африканского, митрополита Леонида.

Понятно, что решение это не имело никакой канонической силы. Даже в том случае, если бы РПЦ не разорвала отношений с патриархом Феодором, в православной церкви, кто епископа рукоположил, тот и имеет право накладывать на него различные канонические прещения. А митрополит Леонид явно вне юрисдикции и иерархии Александрийской поместной церкви.

Собственно, эти моменты африканскому экзарху потом пришлось пояснять в ряде интервью, отвечая на вопрос о том, каковы будут для него последствия подобных выпадов Александрийского патриархата.

Отчет был следующим:

«Никаких абсолютно последствий это иметь не будет. Это неправомерное решение, которое Русская Православная Церковь никогда не признает».

11 октября 2023 года решением Священного синода Русской православной церкви исполняющим обязанности экзарха был назначен епископ Зарайский Константин (Островский). И Александрийская церковь снова прореагировала самым бурным образом. На заседании Священного синода АПЦ 16 февраля 2024 года был «извергнут из сана» и епископ Константин. При этом с «зубодробительной» формулировкой, которую наши СМИ передают очень мягко. У нас она цитируется следующим образом:

«Посягательство на юрисдикцию древнего престола, освящение антиминсов, подкуп за деньги духовенства, даже низложенного, фракционность, этнофилетизм и другое».

А вот в оригинале текст куда более «термоядерный». Там, помимо прочего, фигурируют «этнотрайбализм» и «новые экклезиологические и политические «теории» о распределении «русского мира» по миру по национальному признаку».

Начать здесь стоит с самого простого и самого, наверное, обидного для Александрийского патриархата. С «подкупа духовенства за деньги». Дело, конечно, не в подкупе, а в вопиющей бедности и неустроенности африканского духовенства. Хотя АПЦ идут постоянные финансовые транши и из ЕС, и из Вашингтона, и из Константинопольской патриархии. Однако вот как в свое время охарактеризовал состояние тамошних церковных дел первый экзарх Африки, митрополит Леонид:

«Насчет Африки, которую с недавних пор курирую, могу сказать, что за десятилетия тут накопилось очень много негатива — и расизм греческих епископов по отношению к своим клирикам из местного населения, и элементарное отсутствие заботы о прихожанах. Я понимаю, что 1,3 миллиарда людей сложно обеспечить заботой. Только если мы говорим о каких-то временны́х рамках, то это сложно сделать за пять, за десять лет, но за сто лет что-то можно было сделать! Чтобы не будки ставились в качестве храмов, а создавались какие-то подобия дома Божия.

Многие вещи, с которыми мы сталкиваемся там — социальные, гуманитарные, образовательные программы — мало того, что их нет, так александрийцы еще усугубляют ситуацию, лишая крова, выгоняя из домов священнослужителей, которые к нам перешли, выгоняя детей из школы, лишая их образования, где-то на приходах перекрывают воду. Я много чего видел в своей жизни и пережил не одну войну, но, чтобы в отсутствие военных действий происходил такой, мне не хочется употреблять слово «геноцид», такое унижение коренного населения, я не припомню».

Судя по тому, что поток клириков АПЦ, переходящих в Русскую православную церковь не ослабевает, в Александрийском патриархате за это время мало что изменилось. И потому патриарху Феодору, конечно, обидно и в таком переходе он видит не что иное, как «подкуп». Хотя, наверное, мог бы посмотреть, как у него священники живут на канонической территории и мог бы с этим что-то сделать.

Тезисы про «этнотрайбализм» и «этнофилетизм» в данном контексте вообще попахивают откровенной шизофренией. Поскольку эти «страшные непонятные слова» означают «церковный национализм». Типа, если ты русский, то ты православный, если ты православный, то ты обязательно русский. Чего в истории РПЦ никогда в принципе не было. А уж применительно к Африке говорить о чем-то подобном вообще откровенно смешно.

Ну, и про «опасные теории русского мира», думается, вообще комментарии излишни. От них, простите, за версту несёт нынешней Украиной. И это в данном случае очень символично. Судя по всему, патриарх Феодор так долго вглядывался в эту самую Украину, что она в ответ взглянула на него.

Читайте также