Армения, расширяя сотрудничество с ЕС, может спровоцировать большой конфликт на Южном Кавказе

Российский МИД обеспокоен усилением ЕС в Армении. О причинах этого беспокойства, о том, при чем здесь НАТО и почему эта активность в самом худшем случае может вылиться в большой военный конфликт, читайте в материале «Государственных новостей».

Армения, расширяя сотрудничество с ЕС, может спровоцировать большой конфликт на Южном Кавказе

canva.com

Заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин дал большое интервью, в котором затронул тему Кавказа и геополитического противостояния России с Западом на этой территории. Особенно заинтересовало российские СМИ высказывание дипломата о том, что наша страна негативно оценивает активность ЕС в Армении, а с учетом того, что в этой деятельности принимает активное участие Канада, речь может идти не только об усилении влияния Евросоюза, но и о «ползучем проникновении НАТО на Южный Кавказ».

Тут нужно пояснить, что так называемая «гражданская миссия» Евросоюза была направлена зимой 2023 года не просто в Армению, а на армяно-азербайджанскую границу в районе Нагорного Карабаха.

Параллельно с этим по настоянию армянской стороны начался процесс вывода из этого района российских миротворцев, которые окончательно покинули эти территории в июне 2024 года.

При этом, что крайне важно, европейская «гражданская миссия» прибыла на место фактически без ведома Азербайджана, который, стоит напомнить, имеет к Нагорному Карабаху самое непосредственное отношение.

МИД России тогда официально выразил свою обеспокоенность тем, что подобный «гражданский десант» не будет способствовать стабилизации положения на границе. Скорее, напротив, и так непростые отношения двух стран могут стать еще более конфликтными.

Отдельно же стоит сказать о некоторой двойственности внешнеполитической позиции Армении. С момента последнего карабахского конфликта премьер-министр Армении Никол Пашинян неоднократно высказывался о «неэффективности ОДКБ». Продолжает высказываться и ныне, на чём подробнее остановимся чуть позже.

Тем не менее Армения членом ОДКБ остается, хотя и в «замороженном» статусе, что бы это ни значило. Однако при этом демонстративно сближается с ЕС и НАТО. Есть мнение, что периодически в ущерб себе.

canva.com

Что касается Евросоюза, а это на уровне деклараций все же не военный, а в первую очередь экономический блок, то говоря о «евроинтеграции» Никол Пашинян утверждает:

«Интересы безопасности республики требуют стать сильнее как минимум в экономическом отношении. От России нет никаких надежд и ожиданий».

Это, как говорится, смелое заявление. Поэтому здесь стоит подробнее посмотреть на цифры. Да, действительно Армения наращивает торговый оборот с Евросоюзом. С января по октябрь торговый оборот Армении и Евросоюза вырос, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, на 40% и составил 2,1 миллиарда долларов США. Нюанс только в том, что увеличился примерно на 50% и торговый оборот с Россией.

По итогам 2023 года Ереван и Москва наторговали на 6,3 миллиарда долларов. Российское посольство в Армении пишет следующее:

«В ведущих отраслях экономики республики работают более 40 крупных предприятий со 100-процентным либо частичным участием российского капитала, и многие из них являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями Армении».

Более того, за тот же период у Армении на 44% вырос и торговый оборот со странами ЕАЭС.

canva.com

То есть, когда Никол Пашинян говорит, что от России никакого толку, по сравнению с Евросоюзом, он либо лукавит, либо у него «не очень» не только с экономикой, но и с математикой.

Так или иначе, но, по данным армянских оппозиционных СМИ, Никол Пашинян дал указание правительству страны подать заявку на вступление в Евросоюз не позднее этой осени.

Подача заявки в ЕС, это, конечно, совсем не вступление туда. Ранее «Государственные новости» писали, что страны ждут вступления в эту структуру даже не годами, а десятилетиями. Но само намерение Пашиняна – это вполне очевидный политический жест. Как и визит армянской делегации на саммит НАТО, который проходил в Вашингтоне 9-11 июля.

Тут, конечно, возникает некоторое непонимание: у Армении нет общих границ с Россией, это небольшая страна с большой зарубежной диаспорой, но относительно небольшим населением. Экономически Россия не особо потеряет даже если Ереван «в труху» разорвет отношения с Москвой… Но, как всегда, есть нюансы.

На эти нюансы указал и заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин:

«Задача Евросоюза очевидна и состоит в том, чтобы попытаться закрепиться в регионе в ущерб интересам традиционных партнеров и соседей южнокавказских государств – России, Ирана, Турции».

Российский дипломат в данном случае очень вежлив и тактичен. Но, если говорить прямолинейнее, то конфигурация в регионе выглядит следующим образом: Иран и Турция находятся в не очень теплых отношениях. При этом Турция является стратегическим партнером и союзником Азербайджана. Когда начался очередной карабахский конфликт, Тегеран очень прозрачно намекнул, что может помочь Еревану военным способом. Турция, естественно, готова была помочь братскому Азербайджану. Но поскольку на тот момент и Турция, и Иран, и Азербайджан, да и Армения были в адекватных партнерских отношениях с Россией, а наша страна осуществляла на территории миротворческие функции, большого конфликта избежать удалось.

Еще один немаловажный аспект в этой истории – горячая нелюбовь Ирана к Западу, США и НАТО. А теперь просто прикинем, что подумают в Тегеране, если Армения начнет активно интегрироваться не просто в Западную экономику, но в Североатлантический альянс. При этом Турция как раз состоит в НАТО (хотя особого проку от альянса Анкара не видит). Азербайджан – не состоит, да и не особо порывается. И считает Карабах своим. И просто представим, что Армения в один прекрасный день заявляет: «а мы вступаем в НАТО».

canva.com

Проще говоря, эта «ползучая экспансия» Запада может создать во всем этом регионе тотальный хаос. И, что важнее всего, для Москвы – это регион стратегических партнеров, где Россия пытается выстраивать адекватную, добрососедскую многополярную архитектуру к вящей выгоде всех участников процесса. Нужен ли будет России там конфликт? Очевидно, нет. Более того, конфликт там не нужен никому. Но у премьер-министра Армении, кажется, свое уникальное мнение на этот счет. Мнение, которое уже стоило Армении Арцаха. Но, как говорится, нет предела совершенству, и если начал играть с Западом в большую геополитику, то, чем дальше, тем труднее остановиться.

Читайте также