Суд ЕС оштрафовал Венгрию за несоблюдение общего миграционного законодательства. О том, будет ли Будапешт платить, почему вопрос миграции вышел в политическую плоскость и при чем тут недавние выборы в Европарламент с увеличением там количества депутатов от правых партий, читайте в материале «Государственных Новостей».
Фото: canva.com
Люксембургский суд Евросоюза вынес постановление о штрафе Венгрии в 200 миллионов евро, а также к выплатам в миллион евро ежедневно за «нарушение общеевропейских правил по приему мигрантов». Тяжба эта тянется довольно давно, с 2020-2021 годов, когда суд ЕС постановил, что ряд венгерских миграционных законов противоречат европейскому праву. И настоятельно рекомендовал Будапешту эти разночтения устранить, а мигрантов начать массово принимать.
Венгрия эти «рекомендации» проигнорировала. В свою очередь, в начале апреля 2023 года Евросоюз принял так называемый «миграционный пакт», который еще больше либерализовал процедуру приема мигрантов и «политических беженцев» в ЕС. Эти инициативы Будапешт закономерным образом также проигнорировал. Премьер-министр страны, Виктор Орбан данное соглашение вообще назвал «шантажом» со стороны Евросоюза, и подчеркнул, что «проблема миграции важнее денег».
И теперь Венгрии присужден солидный штраф, который будет расти ежедневно. В ответ на судебное постановление премьер-министр страны, Виктор Орбан, заявил:
«Решение суда ЕС оштрафовать Венгрию на 200 миллионов евро плюс 1 миллион евро в день за защиту границ Евросоюза возмутительно и неприемлемо. Похоже, что нелегальные мигранты для брюссельских бюрократов важнее, чем собственные европейские граждане».
Вообще, если говорить максимально грубо, то границы Венгрии для мигрантов на замке. И это одна из констант политики, правящей сейчас в стране консервативной, правой партии «Фидес».
Более того, приобретение венгерского гражданства, согласно закону от января 2011 года опирается на «право крови». Это означает, что для получения статуса гражданина, человек должен иметь в предках венгра, либо заключить брак с венгерским гражданином и подождать от пяти до десяти лет, либо пребывать с ВНЖ Венгрии сроком до 11 лет.
При таких мерах, понятно, что миграция в Венгрию дело практически безнадежное. Но здесь еще важно понимать, что суд ЕС выдвинул претензию по поводу «политических мигрантов». А это, как нетрудно догадаться, в массе своей сейчас украинцы. Воззрения на Украину, и на текущий конфликт там у «Фидес», Орбана и Венгрии – это вообще отдельная история.
В частности, 19 апреля Виктор Орбан, презентуя предвыборный манифест партии «Фидес», заявил:
«Мы в шаге от того, чтобы Запад отправил солдат на Украину, Брюссель играет с огнем, то, что он делает, является искушением для Бога».
После переговоров с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом 12 июня 2024 года по поводу возможности отправки «военных инструкторов» на Украину, премьер-министр Венгрии, был менее эмоционален, но суть его заявлений осталась прежней:
«Хорошо известно, что позиция Венгрии отличается от позиции Европейского союза и большинства государств — членов НАТО. Венгрия признает, что количество мнений, отличающихся от ее мнения, значительно, но мы каждый раз могли выражать свою точку зрения».
Впрочем, всё это к теме мигрантов относится косвенно. Интересно в этой истории то, что в 2020-2021 году Венгрия была не единственной страной, которая воспротивилась решениям суда Евросоюза по поводу либерализации миграционного законодательства. Помимо нее, не оценили расширение квот на прием беженцев Польша и Чехия.
В конце мая 2024 года Польша, к слову, продолжила «гнуть свою линию» по поводу мигрантов, полностью отказавшись от новых миграционных норм, введенных Евросоюзом. Так что, есть мнение, что скоро суд Люксембурга обратит внимание и на Варшаву.
С другой стороны, украинские мигранты в Польше есть, и в изрядном количестве. На момент ноября 2023 года фигурировала цифра в 958 тысяч человек. Правда, количество это сокращается, поскольку в конце апреля 2024 года министр национальной обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш заявил:
«Мы уже давно говорим, что у нас тоже имеется возможность помочь украинской стороне в том, чтобы те находящиеся в Польше граждане Украины, на которых распространяется воинская обязанность, вернулись на Украину».
Что касается Будапешта, то здесь немаловажную роль играет и «рывок» правых партий в Европарламент, о котором недавно и подробно писало издание «Сенсаций.Нет». Суть в том, что от Германии и Франции в главный законодательный орган ЕС действительно прошло правое, консервативное большинство (что, правда, не изменило там глобальный расклад политических сил). С Венгрией все несколько интереснее. Правые от этой страны тоже традиционно победили, но потеряли два места из 13, полученных на прошлых выборах, и показали «худший результат за все время выборов в Европарламент» с 2004 года.
Венгерская оппозиция по этому поводу уже предвещает «начало конца» для режима Орбана. Но, думается, это обычный политический пиар, к которому не стоит относиться слишком серьезно.
Вопрос тут, собственно, в том будет ли Будапешт платить по иску от суда ЕС. Потому, что в своей политической риторике Орбан, кажется, настроен весьма решительно не исполнять данное судебное постановление. Правое лобби, весьма существенное, на уровне Европарламента у Венгрии есть, и оно даже несколько выросло.
Но неисполнение решения суда ЕС – это уже не только юридический, но и вполне себе политический шаг. Который вполне можно будет расценивать, как еще одну трещину в и так, вызывающем сомнения, «единстве Евросоюза».
Ну, и, к слову, хотя все эти телодвижения так или иначе связаны с Украиной, из них прекрасно видно, что Венгрия для России сейчас «союзник в сложившихся обстоятельствах». Проще говоря, никакой отдельной симпатии к Москве Будапешт не испытывает, просто Венгрия одна из немногих стран, которая блюдет свои национальные интересы вопреки всему. А в эти интересы, как их понимает правящее большинство из «Фидес», входит и жёсткий блок на мигрантов, и минимальная коммуникация с Украиной, и определенное сотрудничество с Россией. Просто, потому что выгодно.
В этом смысле максимально прагматичное отношение Венгрии весьма показательно. Оно явно демонстрирует, что всей остальной Европе с Россией можно было бы выстраивать конструктивные и прагматичные отношения, без особой «дружбы», а на основе соблюдения национальных интересов. Но Европа в массе своей предпочла от этого прагматичного курса отказаться. И пытается тянуть за собой Венгрию. Вопрос только в том, во что в итоге это втягивание выльется для всего ЕС.