История врача-педиатра Сергея Бутрия, отбывшего заключение длинной в 10 суток, получила свое развитие. Он «спешно покинул Россию». О том, с чего все началось и какими мотивами мог на самом деле руководствоваться популярный доктор, читайте в материале «Государственных Новостей».
Сергей Бутрий prntscr канала Doc2Doc видеохостинга Youtube
Сергей Бутрий, популярный в России врач-педиатр, автор блога «Заметки детского врача» который в конце февраля отсидел 10 суток за «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» заявил, что после выхода из заключения спешно покинул Россию вместе с семьей. В своем блоге он написал:
«Дорогие мои пациенты, коллеги и подписчики. С огромным сожалением сообщаю, что я вынужден был уехать из России.
22 февраля меня, по дороге на работу, арестовали за ряд фраз из интервью, подвергли допросу и приговорили к 10 суткам ареста. В процессе отбывания недвусмысленно намекнули что этим все не ограничится. Поэтому сразу после освобождения я с женой и сыном вылетел из страны с минимумом вещей».
По словам Бутрия, он уже обустраивается на новом месте, а в дальнейшем планирует заняться дистанционными и очными консультациями и просветительскими проектами.
Реакция общественности, особенно либеральной её части, что на заключение врача под стражу, что на его отъезд была самой бурной и вполне предсказуемой: «в тоталитарной России, в которой с медициной и так все плохо, сажают, а потом и выживают из страны последних нормальных врачей».
Само дело и вердикт, честно говоря, выглядят странно. Началось все с того, что Сергей Бутрий дал интервью Екатерине Гордеевой*, которое вышло 7 марта 2023 года. На текущий момент полной записи в открытом доступе нет, но есть фрагмент длинной в 54 секунды, где Бутрий цитирует строчки из песни Noize MC* «Город дождей». В этой композиции есть и такие строчки: «хочешь быть хорошим русским – полежи в гробу».
В судебном постановлении Хамовнического суда, в свою очередь, говорится:
«…сделан вывод, что высказывания фио имеют высказывания, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц, выделенной по социальному признаку – «врачи, разделяющие ценности российского общества», а также отношение к ценностям российского общества выражено автором текста с помощью стилистического приема аллюзия «хочешь стать хорошим русским – полежи в гробу», люди, которые согласны в этом обществе работать врачами, представлены им как жертвы социального насилия… а также автор указывает на традиционность такой модели поведения».
Проблема в том, что про хороших русских и гроб – это цитата из произведения другого человека, а не умозаключения самого Сергея Бутрия. А вот что он там про страдания и социальное насилие над врачами наговорил – остается только догадываться.
Тем не менее, если посмотреть предыдущие высказывания нашего врача-педиатра, то можно увидеть систематическую критику, как всего врачебного сообщества, так и медицинской системы страны в целом. Критиковал он и устаревшие методы лечения, и не менее устаревшие подходы, и замкнутость врачебной «корпорации», и бюрократию сверх разумных пределов. По большому счету, говорил он то, что кулуарно, а часто и публично может высказать вам не только условный российский врач, но и педагог, и госслужащий, в общем, среднестатистический российский «бюджетник».
Но, простите, за это у нас не сажают. И отсюда понятно общественное мнение о том, что приговор как-то уж слишком суров, а само обвинение не выглядит железобетонным. Не добавляет веры в правосудие и тот факт, что интервью в свободном доступе висело примерно год и никого ранее не смущало.
При том, что Бутрий свою систематическую публичную критику и медицинской системы, да и власти в России в целом, только усилил с началом СВО. Заявляя, в том числе, что не хватает лекарств, медицина в России «примитивизируется», врачи уезжают за рубеж, пациенты уезжают туда же, и все это бьет «не по власти, не по военным, а по самым незащищенным слоям населения и озлобляет народ».
Однако, здесь начинаются странности, связанные уже с самим Сергеем Бутрием. Дело в том, что «к самым незащищенным слоям населения» он уже много лет имеет самое опосредованное отношение. В биографии персонажа читаем:
«2018 год оказался для провинциального врача богатым на достижения. В этот период эксперт издал первую книгу — «Здоровье ребенка: Современный подход. Как научиться справляться с болезнями и собственной паникой», а также получил должность педиатра в столичной клинике «Рассвет»».
Впоследствии Бутрий стал там главным врачом. А теперь открываем сайт клиники «Рассвет» и видим, что это очень платное заведение, где первичный прием у педиатра стоит от пяти до семи с половиной тысяч рублей. В ВК-сообществе Бутрия ссылки на эту клинику нет, но есть другая, на частную клинику «Медис», где все несколько дешевле, но тоже платно. Педиатрические консультации там оцениваются в суммы от 1400 до 2000 рублей.
Есть мнение, что при таких расценках педиатр Бутрий примерно с 2018 года с «незащищенными слоями населения» сталкивался эпизодически и не во врачебном кабинете, а, что называется, во внешней среде. Но за простой народ «топить» продолжал.
И вот это наталкивает на нехорошие подозрения. Давайте говорить прямо, 10 суток заключения – это очень неприятно, но не смертельно. Крест на карьере и жизни этот срок не поставит. Зато Бутрий в нашем либеральном и западном общественном сознании мгновенно превращается в «жертву режима». Что это значит с практической точки зрения? А то, что в таком статусе он куда легче найдет приличную и даже престижную работу по специальности в любом «недружественном государстве». Еще и политическое убежище получить вполне реально, особенно в контексте слов про то, что ему намекнули, что этим заключением в 10 суток «все не закончится».
Вся эта история парадоксальным образом напоминает другую, совсем недавнюю и совершенно из иной сферы, с бывшим протоиереем Алексеем Уминским. У которого тоже все началось с интервью, в котором выяснилось, что Уминский нарушает священническую присягу. Потому был церковный суд, на которой Уминский не явился. Далее последовало лишение сана, а потом внезапный и уж слишком оперативный переход в юрисдикцию Константинопольского патриархата с «восстановлением в служении» и переездом на Запад. Самое интересное, что в кулуарах и «пожалуйста, без имён» очень многие представители духовенства РПЦ считали и считают, что Уминский тщательно спланировал свой «карьерный путь».
Есть подозрение, что Бутрий, как минимум, на этапе заключения под стражу тоже прикинул в уме варианты, и решил ими воспользоваться.
Важным здесь остается вопрос – понесла ли отечественная медицина с отъездом Сергея Бутрия «невосполнимую потерю»? В общем-то нет. И платные, и государственные медики в стране в одночасье не закончились. Если же говорить о популяризации медицины, чему врач-педиатр уделял большое внимание, то он и сам заявил, что продолжит работать в этом направлении. Ни его блог, ни тг-канал не закрыты, публиковаться он там скорее всего продолжит, так что и здесь никаких «невосполнимых» или даже «восполнимых» потерь не наблюдается.
Главным же бенефициаром этой истории стала либеральная общественность, которая в очередной раз показала «звериный лик путинской России» и то, как у нас тут организуются «гонения». И теперь радостно распространяет эту тему. И это как раз свидетельствует о том, что не российская система, а либеральная тусовка – максимально токсичный актив, с которым лучше лишний раз плотно не соприкасаться. А то можно внезапно и мировоззрение сменить на явно деструктивное, да и физические последствия от взаимодействия с этой средой приятными не назовешь.