Все чаще в западной прессе звучат слова о «новой гонке вооружений». О том, что за ними стоит, кто в ней участвует и почему она куда опаснее, чем предыдущий процесс подобного рода между СССР и США, читайте в материале «Государственных Новостей».
фото скриншот с видео YouTube
Информационное агентство Reuters внезапно озаботилось «новой гонкой вооружений» и тем, что данное противостояние выходит за рамки конфронтации, собственно, России и США, поскольку к нему может подключиться (или уже подключился) Китай.
Интересно, при этом, что в кои то веки, прямых обвинений России и Владимира Путина в этой публикации нет. Издание «просто отмечает», что «российский президент 28 июня публично заявил, что Россия возобновит производство ракет наземного базирования малой и средней дальности и решит, где их разместить в случае необходимости».
Здесь, все же стоит напомнить, что подобное заявление от главы нашего государства было ответным. Еще в 2019 году президент США Дональд Трамп инициировал выход своего государства из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. При этом, судя по всему, такие ракеты у Штатов уже были сделаны, поскольку максимально оперативно они начали размещать ракетные установки MK-41 на территории Румынии. Эти универсальные установки, в свою очередь, могут быть заряжены ракетами «Томагавк», конструкция которых позволяет размещать на них ядерные заряды.
Следующим шагом США, который важен в контексте нашей истории, является размещение ими на Филиппинах в апреле этого года комплексов Typhon Medium Range Capability. Которые тоже могут стрелять «Томагавками».
Фактически, это первый раз в мировой истории, когда Штаты размещают установки для пуска ракет средней и меньшей дальности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И понятно, что Филиппинские острова от нас далеко, и в первую очередь это угроза для Китая, но, как всегда, есть нюансы.
Фактически, уже несколько лет Запад наращивает военное присутствие в АТР. Начать можно с AUKUS, альянса Британии, Канады и Штатов, который появился в 2021 году. И своей фактической целью ставит «сдерживание Китая» в Южно-Китайском море, а особенно вокруг Тайваня.
Этот Альянс сейчас активно строит для Австралии атомный подводный флот. Что также является дестабилизирующим фактором. С другой стороны, не стоит забывать про более, чем 50 000 американских военных на Окинаве, и тот факт, что Япония очень хочет переименовать свои «национальные силы обороны» в армию, отменив 9-ю, «пацифистскую статью» своей Конституции.
Ну, и теперь к этому «ансамблю» добавляются Филиппины. То есть на азиатском направлении мы видим целую систему, которая в первую очередь направлена на Китай, но и до России тоже может, а в случае с Японией и Курилами, очень хочет дотянуться.
Западные аналитики, при этом, с ностальгией вспоминают договор от 1987 года, пресловутый ДРСМД, заключенный между Рональдом Рейганов и Михаилом Горбачевым. Здесь, для общего понимания, нужно отметить, что этот договор всегда был двусторонним и Пекин его не подписывал и даже «рядом не стоял». И поэтому Китаю ничего не мешало развивать и наращивать свой ракетный потенциал для любых дистанций.
Ровно поэтому определенная часть западной политизированной общественности грезит о том, чтобы в Китае «появился свой Горбачев». Но это, честно говоря, очень похоже на мечты из анекдотов про «хорошо бы изобрести ксерокс, который бы копировал золото». Особенно с учетом того, что еще помимо «окончания холодной войны» Михаил Сергеевич сделал для СССР на посту главы государства.
Если же возвращаться к современным реалиям и говорить о количественных данных, то агентство «Рейтерс» указывает:
«Китайские ракетные войска располагают 2,3 тысячами реактивных снарядов с дальностью полета от 300 до трех тысяч километров, а еще 500 единиц могут преодолевать расстояние от трех тысяч до 5,5 тысяч километров».
По США и России актуальных данных в открытых источниках нет. Но это вполне понятно. Согласно ДРСМД у нас и у американцев ракет средней и меньшей дальности не было аккурат до 2019-2020 года. Хотя, повторимся, учитывая скорость развертывания американских ракетных установок в самых разных точках земного шара, заточенных именно под РСМД, они у Вашингтона, кажется, были задолго до того, как Трамп начал процесс выхода из соответствующего Договора.
В этой связи, очень хочется надеяться, что и Россия по-тихому учитывала такую возможность и подготовилась к ней соответствующим образом заранее. Поскольку эскалация по этому направлению растет. Вашингтон в начале июля 2024 года принял решение разместить комплексы РСМД в Германии.
По этому поводу, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил:
«Сегодня мы видим еще одно унижение Германии, чье правительство беспрекословно подчинилось решению США о размещении на немецкой территории американских наземных ракет средней дальности. Олаф Шольц так и сказал простодушно: «США решили разместить высокоточные ударные системы в Германии, и это хорошее решение»».
Унижение, конечно, унижением, но в прошлый раз заигрывание с ракетами, в том числе и с ядерной начинкой, привело к такому явлению, как «Карибский кризис», который по мнению многих историков буквально поставил весь мир на грань полноценной ядерной войны. Тогда, к слову, все тоже началось с неуемной активности американцев и их шага по размещению ракет в Турции.
Но в данном случае, речь действительно идет уже не о лобовом противостоянии «СССР-США», а о факторе Китая, который, как и Россию, Штаты пытаются взять в своеобразные военно-политические клещи. Исходя из этого, опасения о гонке вооружений с новыми интересными участниками не беспочвенны. Потому, что в Пекине, думается, наличие внешних угроз вполне себе осознают. А ответ на подобные угрозы может быть только один – наращивание собственных вооружений и их максимально неожиданное и неудобное размещение для «потенциального противника».
Кстати, в этом смысле не обнадёживает в контексте потенциальной разрядки даже возможное избрание президентом Дональда Трампа. Потому, что, во-первых, это именно он вышел из ДРСМД. И, вот ведь удивительно, если ранее говорилось о том, что этот выход был сопряжен с тем, что Трамп увидел в разработке наших ракет 9М729 нарушение Договора, то теперь «Рейтерс» пишет совершенно иное. А именно, что главной причиной выхода Штатов из ДРСМД было как раз то, что Китай не участвует в этом пакте:
«Обеспокоенность по данному поводу была одним из немаловажных факторов в решении Трампа выйти из договора с Россией».
А во-вторых, Трамп в качестве «главного геополитического противника Америки» видит именно КНР и, кажется, готов сделать противостояние с Пекином куда более радикальным, чем сейчас, при администрации Байдена.
Приведет ли это к новому «Карибскому кризису», только уже в Тихом океане и сопряженных с ним акваториях, вопрос интересный. Хотелось бы, конечно, таких сценариев избежать. Но то, что человечество вступило в глобальную «гонку ракетных и ядерных вооружений 2.0» – это, похоже, уже свершившийся факт.