Россия в ближайшее время может снять мораторий на размещение РСМД. О том, чем были вызваны подобные инициативы, почему разговор о ракетах средней и меньшей дальности напрямую связан с ядерным оружием и при чем тут Азия в целом и Япония в частности, читайте в материале портала «Государственные новости».
Фото: canva.com
Глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров 30 мая выступил с заявлением о возможной отмене одностороннего моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности, а также о дополнительных мерах в связи с инициативой США размещать такие вооружения в Европе и Азии.
«Реализация американцами планов по развертыванию наземных ракет средней и меньшей дальности не останется без нашей реакции. В частности, в этом случае неизбежен отказ от односторонних самоограничений, введенных Россией после выхода США из Договора о РСМД. Не исключаем дополнительных шагов в сфере ядерного сдерживания, ведь американские ракеты передового базирования смогут накрывать командные пункты и места размещения наших ядерных сил», — сказал дипломат.
Судя по всему, это выступление Сергея Лаврова стало ответом на слова командующего сухопутными войсками США в Тихоокеанском регионе Чарльза Флинна от 4 апреля 2024 года о том, что у США есть планы разместить ракеты в Индо-Тихоокеанском регионе. Официальной причиной, конечно, было названо сдерживание Китая. При этом американские ракетные системы Typhon в апреле этого года уже были переброшены на территорию Филиппин.
Есть все основания полагать, что эти ракетные инициативы Штатов непосредственно затрагивают интересы национальной безопасности не только КНР, но и России. Особенно в контексте того, что заявление Чарльзом Флинном было сделано в интервью японскому изданию «Иомиури». Япония в этом году будет проводить референдум по отмене 9-й статьи Конституции, которая запрещает наличие у этой страны армии. О чем подробно «Государственные новости» писали ранее. Не стоит забывать и про несколько десятков американских военных баз, большинство из которых сосредоточено на острове Окинава, а также про откровенно недружественную политику Токио в отношении Москвы в последние несколько лет.
Чисто географически от Японии очень недалеко до Сахалина. А в контексте расстояний полета ракет средней и меньшей дальности (от 500 до 5500 километров) там и до Камчатки с Хабаровским и Приморским краями рукой подать.
В связи с этим еще 6 мая МИД выступил с официальным заявлением, в котором говорилось, что Россия активизирует доработку и приступает к производству соответствующих ракетных комплексов, а географию их размещения «оставляет на свое усмотрение».
Здесь нужно обратить внимание на слова главы российского внешнеполитического ведомства о «введенных Россией самоограничениях». Речь идет об одностороннем российском моратории на размещение РСМД, который Россия ввела сама для себя после того, как в августе 2019 года договор между США и РФ о ликвидации ракет средней и меньшей дальности был расторгнут.
Случилось это в период президентства Дональда Трампа. При этом американцы обвиняли в нас в том, что это наша страна первой начала производить ракеты, которые прямо запрещены договором. Речь, в частности, шла об изделии 9M729. Россия, в свою очередь, заявила, что дальность этой ракеты не подпадает под действие ДРСМД. И даже приглашала делегации НАТО и США ознакомиться с характеристиками изделия. Запад это приглашение проигнорировал. Весьма возможно, потому, что уже с 2017 года в Штатах на предприятии военно-промышленной корпорации Raytheon в городе Тусон (штат Аризона) активно велась разработка своих ракет.
Тогда же Штаты инициировали развертывание в Европе ракет MK41 в составе комплексов Aegis Ashore. Нюанс в том, что эти комплексы вполне могут быть перевооружены «Томагавками», которые как раз под действие ДРСМД подпадают.
В том же 2017 году Конгресс США одобрил выделение 58 миллионов долларов на разработку новой ракеты средней дальности. Но почему-то опять Россия оказалась «вероломным нарушителем договора».
Российская сторона даже после выхода из ДРСМД предлагала как на площадке ООН, так и в рамках двусторонних переговоров ввести мораторий на подобное оружие. Но все наши инициативы были проигнорированы. Впрочем, односторонний мораторий Россия соблюдала. Однако, учитывая текущую геополитическую ситуацию, время этого сдерживающего фактора, кажется, подошло к концу.
Еще одним важным моментом в заявлении Сергея Лаврова стало упоминание «дополнительных шагов в сфере ядерного сдерживания». Дело в том, что конструкция тех же «Томогавков», которые на данный момент являются основным видом средне-дальних ракетных вооружений США, вполне позволяет размещать на них ядерную боевую часть.
И понятно, что перспектива размещения таких вооружений в той же Окинаве и в окрестностях требует соответствующих мер. Не стоит, к слову, забывать и про пылкое желание ряда восточноевропейских стран разместить у себя американское ядерное оружие. Так что география ответных российских мер действительно может быть самой широкой.
Несмотря на поддержание Россией одностороннего моратория до самого последнего времени, вся документация у нашей страны сохранилась. Да и производственные мощности, которые сейчас во многом поставлены на военные рельсы, вполне позволяют дорабатывать и усовершенствовать имеющиеся проекты. К слову, о готовности к полноценному производству и развертыванию подобных систем президент Владимир Путин говорил еще в 2019 году. Есть мнение, что в силу внешних обстоятельств очень скоро наша страна в данном вопросе перейдет от слов к действиям.