В России на уровне правительства начали обсуждать создание «реестра контролируемых лиц» для более оперативной и точной работы с нелегальными мигрантами и мигрантами-правонарушителями. О том, какие проблемы встали на пути у этого проекта, как он будет работать и какие предложения уже озвучены, читайте в материале «Государственных Новостей».
Фото: пресс-служба Правительства РФ
Одним из важных нововведений в миграционной политике России, которое должно появиться в 2025 году, станет «реестр контролируемых лиц», куда будут вноситься трудовые мигранты разной степени легальности, в той или иной форме нарушившие закон.
Сам по себе этот реестр определяется следующим образом:
При этом, закон, который и вводит это новое понятие и явление был принят еще в начале августа. И тут, собственно, и начались некоторые проблемы.
В частности, на совещании правительственной комиссии по миграционной политике, которое состоялось 29 августа 2024 года под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой, выяснилось, что концептуального понимания, как будет работать данный реестр пока нет. Однако, уже сейчас есть понимание технических трудностей в его работе.
Так, замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Качанов на совещании отметил:
«Мы готовы создать необходимую для реестра IT-инфраструктуру, однако пока мы еще не видели нормативных документов, которые описывали бы его параметры».
В свою очередь, первый замминистра внутренних дел Александр Горовой обозначил возможные технические проблемы:
«Если вносить их всех (мигрантов-правонарушителей) в реестр единовременно, этого не выдержит никакая IT-инфраструктура. Было бы разумнее для начала провести амнистию для тех из них, кто совершил относительно легкие правонарушения».
От себя добавим, что это, конечно, «логично»: начинать практическую реализацию программы ужесточения миграционного законодательства с амнистии.
К слову, проблемы нелегальной миграции характерны не только для России. В том же Кыргызстане несколько месяцев назад имели место массовые протесты населения против нелегальной миграции из Пакистана и Бангладеш. Власти Республики тогда отчитались, что всех нелегалов оперативно высылают и продолжат работать в том же направлении. «Государственные Новости» ранее писали об этом подробно.
В Кыргызской Республике, при этом, нелегальные мигранты исчисляются тысячами, и, кстати, властям КР бы такой реестр мог очень сильно помочь в решении данной проблемы.
Возвращаясь к российским реалиям, стоит отметить, определенные основания для беспокойства по поводу работы нового реестра у чиновника из МВД есть. Дело в том, что как минимум в публичных источниках данные о количестве мигрантов (легальных и нелегальных) расходятся капитально.
Так, например, по данным МВД на начало июня 2024 года в России пребывало 6,5 миллиона иностранных граждан. Исследование РАНХиГС, опубликованное в конце августа говорит о цифре в 3,5 миллиона мигрантов в России при количестве нелегальных мигрантов в 630 000 человек. То есть, куда-то выпало 2,5 миллиона человек. Ну, и по нелегальным мигрантам цифры, понятным образом тоже весьма и весьма примерные.
Не очень понятно сколько вообще нужно будет внести людей в пресловутый реестр. Пока ориентировочно 630 тысяч, но, есть опасения, что потенциальных «реестровиков» намного больше.
С преступлениями тяжкими и нет, тоже все не очень понятно. Потому что, если следовать официальным данным того же СК РФ, «амнистировать» нужно просто большую часть этих нелегалов.
В апреле этого года глава Следкома России Александр Бастрыкин дал большое интервью, посвященное проблемам нелегальной миграции. В нем он озвучил следующие цифры:
«В 2022 году поступило 4729 сообщений о таких преступлениях, рассмотрев которые, следователи СК России возбудили 4231 уголовное дело. Это почти в три раза больше, чем в 2021 году.
И здесь особую тревогу вызывает статистика по тяжким и особо тяжким преступлениям. В прошедшем году возбуждено 893 уголовных дела о таких преступлениях как убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего. Это в пять раз больше, чем в 2021 году. Значительно возросло и количество уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности: в прошлом году их возбуждено 737, в позапрошлом 520. В суды в 2022 году направлено более 2 тысяч дел».
Статистка за 2023 год говорит про более, чем 11 тысяч совершенных мигрантами тяжких и особо тяжких преступлений. И в этом контексте очень интересно выглядит предложение об «амнистии», чтобы не перегружать сервера. Судя по статистике, «амнистировать» предлагается где-то 80-90% из 630 тысяч нелегальных мигрантов.
Понятно, впрочем, что это локальное предложение в ходе рабочей встречи. Даже без всяких реестров, только за первые 4 месяца 2024 года сотрудники МВД поспособствовали депортации 22 тысяч нелегальных мигрантов.
Но сам по себе реестр, который будет создан и введен в оборот, может стать очень удобным цифровым инструментом, который позволит лучше справляться с проблемой нелегальной миграции и оперативно высылать правонарушителей из мигрантской среды с территории России. Главное, все же разработать адекватную нормативную базу и разобраться с точными цифрами и масштабами проблемы. Впрочем, уже то, что для создания реестра проводятся межведомственные правительственные совещания, внушает определенные надежды. Как минимум, проекту уделяется самое пристальное внимание со стороны государства.