В России прошел первый семинар о работе системы электронной очереди на границах

В России проходит цикл семинаров на тему особенностей функционирования электронных очередей в сфере трансграничных грузовых перевозок. О том, как прошло первое мероприятие из этого цикла, какие проблемы уже решены, а какие еще остаются и как решаются применительно к новой цифровой системе, читайте в материале «Государственных новостей».

В России прошел первый семинар о работе системы электронной очереди на границах

фото canva,com

Семинар о функционировании электронной очереди для грузовых перевозок через российскую границу на примере АПП Забайкальск прошел 15 мая в онлайн-формате. Курировал мероприятие ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» при поддержке ФГКУ Росгранстрой. Модератором семинара стал Дмитрий Дунаев, первый заместитель генерального директора ООО «ЗИТ.ЦИ» (дочернее общество ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»).

Это первое мероприятие из целого цикла, адресованного автомобильным грузоперевозчикам и грузоотправителям, которые и являются основными участниками российского транспортно-логистического рынка.

фото canva.com

Однако семинары, как нынешний, так и последующие за ним, адресованы самой широкой аудитории: региональным профильным чиновникам, экспертам и отраслевым ассоциациям, которые работают или соприкасаются со сферой электронного резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска для пересечения госграницы России грузовым автомобильным транспортом.

Тема эта стала особенно актуальной после 1 сентября 2023 года, когда в трех автомобильных пунктах пропуска России – в Забайкальске на границе с Китаем, Бугристом на границе с Казахстаном и в Чернышевском на границе с Литвой, заработал бесплатный цифровой сервис резервирования даты и времени пересечения границы, а говоря проще, электронная очередь.

Проект реализуется Министерством транспорта РФ и ФГКУ Росгранстрой. Непосредственным оператором системы выступило ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Цель создания «электронной очереди» для грузоперевозок — обеспечить порядок и контроль при формировании очередности проезда и ликвидировать многокилометровые «живые» очереди на границе.

Помимо этого, единая электронная очередь решает и ряд логистических и, опосредованно, экономических задач. Благодаря цифровизации очереди повысилась прогнозируемость сроков доставки грузов, что повлияло на снижение расходов транспортных компаний, связанных с потерей времени в очередях. Не стоит забывать о социальной значимости системы, которая фактически сокращает время доставки необходимых товаров из-за границы.

фото canva.com

Тем не менее внедрение всякой новой системы всегда чревато своими издержками, а иногда и непониманием её функционирования. Поэтому, собственно, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» и проводит цикл семинаров, на которых все желающие получат должные разъяснения и ответы на все актуальные вопросы.

К слову, следующие мероприятия подобного рода пройдут в конце лета и осенью. Первый семинар будет посвящен особенностям функционирования электронной очереди в пункте Чернышевское, что в Калининградской области. Второй – про электронную очередь на АПП Бугристое в Челябинской области.

В нынешнем же семинаре основными спикерами выступили Константин Мороз – начальник управления информационных технологий ФГКУ Росгранстрой (о его выступлении «Государственные новости» писали ранее), Павел Кошкин – руководитель Департамента организации перевозок Ассоциации международных автомобильных перевозок (АСМАП), Дмитрий Барабанщиков – директор Центра развития специальных проектов ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» и Павел Мирошниченко – генеральный директор ООО «ЗИТ.ЦИ».

Выступающие в своих докладах  подробно рассказали предысторию создания электронной очереди, осветили этапы реализации проекта, формирования нормативно-правовой базы, проанализировали возникшие в ходе этих процессов проблемы и представили их решения на примере АПП Забайкальск, провели разбор ошибок, которые допускают пользователи при регистрации транспортных средств в системе, озвучили перспективы ее развития.

фото canva.com

Так, глава департамента перевозок АСМАП, Павел Кошкин, выступая на семинаре, подчеркнул: учитывая важность обеспечения стабильных автомобильных перевозок на китайском направлении, его Ассоциация с первого дня функционирования электронной очереди на пункте в Забайкальске уделяет этому вопросу повышенное внимание.

«Для Ассоциации одним из основных показателей является количество и характер обращений от перевозчиков-пользователей системы. При том, что положительные отзывы у нас отправлять в принципе не принято. Поэтому мы в первую очередь сталкиваемся с какими-то жалобами, и по их количеству и наличию можем судить о работе системы.  В этом контексте характерно, что АСМАП в последнее время отмечает позитивную динамику в части обращений пользователей: негативных отзывов не поступает, в отличие от первых месяцев работы, когда все процессы только отлаживались».

В свою очередь, директор Центра развития специальных проектов ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Дмитрий Барабанщиков рассказал о работе первой линии технической поддержки, созданной ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» для пользователей сервиса. Также он подчеркнул, что в 2024 году система стала более открытой, пользователям стали доступны новые бесплатные информационные услуги: колл-центр, автоинформатор, методическое сопровождение, в рамках которого организован, в том числе данный цикл семинаров.

«Существенно упростило работу электронной очереди введение первой линии технической поддержки. Поскольку перевозчики вначале просто «тестировали» систему и этим забивали слоты, замедляя очередь. В первые же дни было получено около 18 000 заявок на модерацию. Отклонено было более 1200 заявок, и 99% таких случаев связано с тем, что заполненные формы не соответствовали правительственным нормативам в рамках постановления Правительства № 767».

Тем не менее сейчас и эта проблема решается, а формирование очереди и её модерация в целом вошли в штатный режим.

фото canva.com

Подытожил семинар генеральный директор ООО «ЗИТ.ЦИ» Павел Мирошниченко, который привел статистику работы АПП Забайкальск с использованием «электронной очереди». По его данным,

«С 1 сентября 2023 года по 30 апреля 2024 года было подано 56 194 заявки на проезд грузовых транспортных средств; 81,2% – российские транспортные средства, 18,8% – иностранные; пользователям доступны 12 слотов для бронирования очереди в час».

Также он призвал пользователей совместно сделать систему лучше, а для этого: соблюдать правила ее использования; не делать бронирование очереди «впрок»; отменять или переносить заявки на бронирование, если нет возможности приехать; направлять на рассмотрение пожелания по улучшению системы.

В ходе мероприятия участникам были заданы вопросы, которые касались особенностей работы электронной очереди, оформления документов, пропускной способности и многих других аспектов работы новой системы. Иными словами, это действительно было интерактивное мероприятие, которое помогло многим прояснить для себя новые реалии формирования очередей в сфере трансграничных грузоперевозок в России.

Читайте также