США и страны Запада не прекращают попыток внедрить в Кыргызстане «английское право». О том, что это за система и чем опасно её введение в стране, как для обычных граждан, так и для всего государственного устройства КР, читайте в материале «Государственных новостей».
canva.com
Помимо Британии, о которой «Государственные Новости» писали ранее, попытки вмешательства и навязывания своих юридических норм в правовую систему Кыргызстана осуществляют и Соединенные Штаты Америки. Речь идет о так называемом «английском праве». По сути, это прецедентное право, где система предыдущих судебных решений впоследствии оформляется в законодательные акты. То есть сначала судебное решение, а закон уже потом.
Эта система характерна для англо-саксонских стран, в частности Британии и США. Но она, по мнению историков и юристов, не работает и не будет работать как в регионе Центральной Азии, так даже в самой континентальной Европе, в которой, стоит напомнить, имеют место быть разновидности системы континентального права. Где сначала появляется закон, а уже на его основе появляются судебные решения.
Применительно к Штатам, можно прямо говорить о том, что американская правовая система основана на прецедентном праве. Это означает, что любого человека можно отправить в тюрьму на основании сомнительного решения судьи, принятого 100–200 лет назад. Сотрудникам силовых ведомств разрешается убить любого, кто вызывает у них только лишь подозрения в возможности сопротивления органам правопорядка.
На текущий момент «секретом Полишинеля» является то, что США прикладывают огромные усилия, направленные на слом международной правовой системы. Они навязывают странам Центральной Азии, в том числе и Кыргызстану, систему права, основанную не на законах, а на «понятиях» или прецедентах. Такая система, лежащая в основе американского общественного устройства, делает бесправным и беззащитным перед лицом любого произвола каждого гражданина самих США.
Как работает прецедентное право в самих Штатах можно легко пронаблюдать, благо резонансные судебные решения в этой стране освещаются в СМИ максимально широко. Например, можно сравнить два вердикта суда за государственную измену.
Первое дело – это процесс над бывшим военнослужащим армии США Бредли Мэннингом, который передал в 2010 году сайту Wikileaks запись расстрела мирных иракцев американской армией. За это он был приговорен к 35 годам заключения (освобожден после нескольких попыток суицида в 2020 году).
Второе – это дело экс-директора ЦРУ Дэвида Петреуса, которому дали всего лишь условный срок в 2 года за передачу засекреченных данных журналистке — то есть практически за то же самое, за что Мэннинг получил 35 лет. Если это не избирательность американского правосудия, то что тогда избирательность?
Но самое печальное здесь даже не в самом факте столь разных приговоров за фактически одно и то же противоправное деяние. А в том, что это «прошито» в самой системе прецедентного права. Мэннинга судили на основе одних судебных прецедентов, а Петреуса – совсем других. И юридически все «совершенно справедливо и по закону».
Более того, система прецедентного права со своей запутанностью и, скажем мягко, «вариативностью» позволяет под предлогом уголовного преследования организовывать преследование политическое и устранять из общественной жизни неугодных режиму людей методом посадки их в тюрьму.
В этом смысле показательно дело борца за права индейцев Леонарда Пелтиера, который был приговорен в 1977 году к двум пожизненным срокам за якобы совершенное им убийство двух сотрудников ФБР в 1975 году в ходе массовой перестрелки. Пелтиер, которому сейчас 79 лет до сих пор находится в тюрьме, все его прошения об условно-досрочном освобождении отклонены.
И да, индейцы, которые в США получили гражданские права только в 1924 году, до сих пор находятся в резервациях, а движение в защиту их прав не очень-то и развито. Хотя бы потому, что это может быть чревато для самих правозащитников.
И вот такую систему хотят в Вашингтоне для Кыргызстана, да и для других государств Центрально-Азиатского региона. Более того, в последнее время некоторые представители власти в Кыргызской Республике стали говорить о том, что введение системы английского права в отношении экономики приведет к росту иностранных инвестиций в стране. Однако эта система несовместима с той, что существует в государстве, а принимаемые на ее основе законы просто не работают, как показал предыдущий печальный опыт Казахстана и России. К тому же Вашингтон и Лондон не заинтересованы в инвестиционном сотрудничестве с КР – их интересуют только «инвестиции» в прозападные и русофобские СМИ и НКО, которые, когда это нужно западным кураторам, еще и агитируют за очередную «цветную революцию» в самом Кыргызстане.
В этом контексте, республике следует развивать собственную правовую систему и не поддаваться на давление со стороны США и Запада. Тем более, что определенные успехи на этой почве уже есть. Например, по данным Института омбудсмена КР, граждане страны стали меньше жаловаться на нарушение своих прав. Доля респондентов, уверенных в том, что права человека в республике соблюдаются, увеличилась с 57,7% в 2021 году до 70,2% в 2023 году. Согласно исследованию, кыргызы считают, что в стране стали лучше соблюдаться права на образование (с 37% до 65% в 2023 г.) и охрану здоровья (с 26% в 2021 г. до 51% в 2023 г.).
Важно понимать, что навязывание «английской» правовой системы КР – один из важнейших инструментов американского вмешательства во внутренние дела республики. Цель такой политики – превращение Кыргызстана в полуколонию США, отстранение местных элит от процесса принятия ключевых решений, разрыв Бишкека с Москвой. Ну и создание ситуации перманентного хаоса в обществе и политических элитах. Показательной в этом отношении служит история с принятием в КР закона об НКО.
Так, президент Кыргызстана Садыр Жапаров неоднократно уличал США в политике «двойных стандартов» и вмешательстве во внутренние дела страны. В последний раз это случилось в феврале 2024 года, когда в ответ на стенания госсекретаря США Энтони Блинкена по поводу принятия закона об НКО и его угроз прекратить американские программы помощи в Кыргызстане Садыр Жапаров объяснил, что закон возвращает НКО в правовое поле и призвал американского чиновника прекратить вмешательство во внутренние дела республики. Впрочем, попытки такого вмешательства не прекращаются и по сей день.
Резюмируя, можно сказать, что только сохранение стратегического союза с Россией позволит Кыргызстану сохранить свой суверенитет, проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику. Собственная правовая система республики способна и без подсказок извне защитить демократические права и свободы своих граждан.